Linkuri accesibilitate

Ион Кику: «Мы не выклянчиваем деньги, мы ведем переговоры» (ВИДЕО)


Вторая часть интервью премьер-министра Республики Молдова Иона Кику Свободной Европе. Первую часть читайте здесь.

Свободная Европа: Давайте буквально в двух словах — вы и так много говорили об этом кредите со стороны Российской Федерации... Кто просил денег — Республика Молдова?

Ион Кику: Ну, вот опять!.. «Просили», «обращались с запросом», «протягивали руку»! Замечу: я с самого начала говорил о том, что Республика Молдова — как государство — обязана серьезно вкладываться в инфраструктуру. Потому что без развитой инфраструктуры даже нулевые налоговые ставки никоим образом инвесторов не привлекут.

Вот я побывал в Лондоне, рассказал, насколько выгодный у нас инвестиционный климат, рассказал, что налоги низкие, а задолженности небольшие. И вот они меня спрашивают: «А как у вас с инфраструктурой?» Говорю, что именно инфраструктуру мы намерены развивать, собираемся туда инвестировать... Ответ: «Г-н премьер-министр, мы активно будем приходить на рынок вашей страны не тогда, когда у вас будут нулевые ставки (это куда менее важно!), а тогда, когда мы сможем транспортировать товары, произведенные у вас, по нормальным дорогам, когда будут электросети, доступ к газоснабжению!.. И еще, г-н премьер, помните, что если у вас не появится дорог и инфраструктуры, ваши люди по-прежнему будут покидать страну!»

Именно потому-то приоритетом и являются указанные выше инвестиции.

Ion Chicu: Nu stăm cu mâna întinsă nici la FMI, nici la alte instituții, suntem parteneri
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 1:03:29 0:00

Свободная Европа: Может, говорили еще и том, мол, когда же у вас не будет коррупции?

Ион Кику: И это, конечно, тоже, и это так же — наш приоритет.

Для масштабных инвестиций нужны деньги. В следующем году мы инвестируем в дороги из внутренних источников около 4 млрд леев, хотя этого явно недостаточно. Нам нужно на следующий год еще как минимум 6 млрд, то есть, найти надо порядка 300 млн [евро]. А теперь давайте посмотрим, каковы традиционные источники финансирования. Международные финансовые институты, — ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, и т. д.? С ними мы продолжаем работать, с ними я общался в Лондоне.

Кроме того, вторым возможным источником стало бы подключение Республики Молдова к международному финансовому рынку путем выпуска ценных бумаг и т. п. Все страны региона делают это, и мы тоже в следующем году планируем выступить с эмиссией.

Третий вариант финансирования – двусторонние кредиты, как, например, было с Румынией, у которой мы взяли кредит в 2016 году, или кредит у России, либо у Турции, либо у Азербайджана... Мы обсуждаем массу вариантов по всем направлениям, так что мы постараемся использовать и двусторонние отношения.

Мы не выпрашивали денег. Мы предложили Российской Федерации, учитывая наши приоритеты в сфере инвестиций, рассмотреть возможность выделения средств. В принципе, они сказали нам «да», но понятно, что министерствам финансов необходимо обсудить технические аспекты, чтобы мы поняли, подходят ли нам те условия, которые они могут предложить. И мы не будем брать кредиты на условиях, которые невыгодны для Молдовы. Вот почему этот процесс называется «ведение переговоров». Мы не обращаемся с просьбами и не выклянчиваем деньги, мы ведем дискуссию.

Свободная Европа: А кто выделяет деньги — бюджет Российской Федерации, экономический агент? Знаете, почему я об этом спрашиваю? Потому что сразу же возникают параллельные вопросы. Ландромат ведь тоже начинался с «благих целей», а вылилось все в конце концов в отмывание денег…

Ион Кику: Республика Молдова обратилась к правительству Российской Федерации с просьбой предоставить кредит на подходящих и им, и нам условиях. Если условия окажутся невыгодными, то и транзакций не будет. Все точно так же, как было в 2016 году, когда мы договорились с Румынией о предоставлении 150 млн евро в качестве займа со средней ставкой около 1,5%. И точно так же мы будем вести все остальные двухсторонние переговоры с нашими партнерами.

Свободная Европа. А есть разница между получением финансовой помощи от ЕС и деньгами Российской Федерации?

Ион Кику: Разница есть, но разница отнюдь не в том, как некоторые спекулируют, мол, есть дорогие деньги и дешевые заимствования. Одно из отличий, прежде всего, состоит в том, что Европейский союз обуславливает выделение средств некоторыми, скажем так, реформами, или требует внесение изменений в законодательство, что тоже является реформами, и это для нас очень хорошо...

Свободная Европа: Нам говорят и о построении правового государства, и о борьбе с коррупцией…

Ион Кику: …И правовое государство, и реальные, а не имитируемые реформы, как было до недавнего времени. Очень хорошо, что у нас сложились такие взаимоотношения...

Свободная Европа: Но выдвигаемые условия немного пугают Республику Молдова?

Ион Кику: Условия нас не пугают. Важно быть честным и выполнять взятые на себя обязательства. А то мы годами – вот, скажем, последние лет десять, мы много всего говорили, занимались пиаром, давали обещания, делали фотографии, начинали дружеские отношения, ездили в Криково, но как государство мы своих обязательств не выполняли!

И поэтому Евросоюз вправе задавать нам вопрос: «Сколько еще Кишинев будет вести себя подобным образом и изворачиваться?!» Прошу прощения за подобные формулировки… Диалог должен быть честным, и Европейский союз должен судить правительство не по заявлениям кабмина, а по реальным делам.

Итак, требования реформ завязаны на выделении денег. Мы учитываем этот источник финансирования, мы согласны с таким подходом: деньги в обмен на реформы. И тем не менее, этих денег недостаточно для крупных инвестиций в инфраструктуру.

Мы получаем то 100 млн, то 150 млн, причем в основном в виде кредитов, хотя, конечно, бывают и гранты, но этого для серьезных вложений мало! Мы ни на мгновение не допускаем отказ от сотрудничества с Европейским союзом, от финансовых и не только финансовых отношений с ЕС. Но также мы ищем и альтернативные источники средств.

XS
SM
MD
LG