Linkuri accesibilitate

Международный обозреватель РС Ефим Фиштейн – о бомбе, заложенной под Евросоюз



Инициатива Франции и Германии о создании экономического правительства стран еврозоны, как предполагают, поможет решить краткосрочные проблемы европейской валюты, однако не решит ни одной из стратегических задач континентальной интеграции. О проблемах европейского единства - международный обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн:

– Решение о создании специальной комиссии для координации финансовой политики всех стран еврозоны (создание комиссии будет шагом на пути к созданию общего экономического правительства) воспринимается практически всеми как решение паллиативное, недостаточное, половинчатое. Создание комиссии, которая будет встречаться два раза в году (комиссия эта будет состоять из экономических министров, министров экономики отдельных стран - членов еврозоны), конечно, проблемы не решит. Ее нужно воспринимать, скорее, как еще один шаг на пути к дальнейшей интеграции Европы, к созданию единого руководства, единого правительства. Скорее всего, следующим шагом будет введение единых налогов. Налоговая система сейчас в различных странах различная, и это считается одним из последних достижений, которое удалось отдельным национальным государствам сохранить за собой. Введение единых социальных и финансовых правил - дальнейший шаг на пути интеграции Европы.

C одной стороны, этот процесс происходит при лидерстве Франции и Германии, двух ведущих экономик Европейского союза. И здесь можно говорить, что у других, не столь мощных членов Европейского союза возникают опасения, что им пытаются навязать новое немецко-французское влияние.
Пикантность ситуации в том, что Евросоюз пустил трещины по самым разным направлениям, и сейчас весьма трудно определить, какой лагерь внутри ЕС является действительно прочным.


Уже сейчас Европа разделена на лагеря в зависимости от своей, если хотите, экономической эффективности. И, разумеется, это последнее решение весьма огорчило южное крыло Европы, в частности, государства, которые находятся на грани дефолта. Разумеется, по всем остальным вопросам эта группа государств будет пробивать свою линию. Но это не значит, что тандем Франция-Германия един в своих намерениях. В том-то и пикантность ситуации, что Евросоюз пустил трещины по самым разным направлениям и сейчас весьма трудно определить, какой лагерь является действительно прочным. Все указывают на то, что в отношениях между Францией и Германией существуют серьезнейшие противоречия. Что их объединяет - это стремление удержать евро любой ценой. В то время как Германия считает себя лидером Евросоюза, учитывая мощь германской экономики, Франция считает себя интеллектуально-политическим центром Евросоюза, ссылаясь на свое на великое прошлое.

Говорить о перспективах Европейского союза как некой общности, где не существует общих правил игры для всех, сейчас трудно. Но ввести общие правила сейчас совершенно невозможно. Франция, например, действительно не в таких долгах, как, скажем, Италия или Греция. Но Франция далека от благополучного состояния. Это страна, которая тратит в год на 7% больше, чем производит. Иначе говоря, там 7% составляет ежегодный дефицит государственного бюджета.

Сегодня часто ставят вопрос: чего же ожидать сейчас – дальнейшей интеграции или развала еврозоны? Вопрос этот поставлен неверно, потому что в любом случае можно ожидать только интеграции, которая приведет к последующему развалу. Политики еврозоны, в том числе французские и немецкие, не способны видеть в ситуации кризиса никаких других возможностей, кроме дальнейшего усиления интеграции. Называется это в современной образной политологии "принципом велосипеда". На нем можно ехать, но в момент, когда человек перестает нажимать на педали, велосипед останавливается и падает в канаву. Они создают новые наднациональные органы типа экономического правительства, не посоветовавшись вообще ни с кем из участников этого блока, я уже не говорю о населении, которое принципиально сейчас не призывается для решения никаких вопросов, потому что они знают, что ответ будет негативный. Политики эти не видят, кроме интеграции, других путей преодоления кризиса. В то время как ошибку, дефект, заложенный в механизм, нужно искать в другом месте.

Европейский союз был задуман в первую очередь как экономическое образование, но сейчас ситуация обострилась из-за того, что экономика разошлась с политикой, как расходятся концы ножниц. В Европе нет политического народа, который назывался бы "европейцы". Выборы высших органов Евросоюза не проводятся, они не выборные вообще - это все назначенцы, которые идут от национальных правительств. Каждое правительство возникает и кончается правительственной коалицией, которая в результате выборов приходит к власти. Такое правительство имеет мандат на радикальные, смелые решения. Европейская же комиссия, в том числе вот это экономическое правительство, не имеет мандата на смелое решение, оно всегда будет руководствоваться принципом усредненного подхода. Там сидят отставные политики разных политических направлений, у них нет общего знаменателя, у них нет общей политической философии, они могут только принять усредненное решение, среднеарифметическое.

Стоит серьезнейший вопрос потери конкурентоспособности. Сейчас уже потеряна конкуренция между отдельными европейскими государствами, которая позволяла в прошлом выйти вперед отстающим. У них был шанс, у них были инструменты и так называемые "относительные выгоды" - это и валюта, которую можно девальвировать, это и цена рабочей силы, которую можно использовать, это и налоги, которые могли быть ниже. Только так могли отстающие государства вырваться вперед. А сейчас ситуация такая, что все идет к тому, что и налоги, и валюта, и цены, и социальные условия будут унифицированы, а следовательно, различия между отдельными районами Европы будут заблокированы навсегда.

Почему же европейские политики не видят этих проблем? На самом деле это была бы личная трагедия для многих из них. Ведь они инвестировали весь свой политический капитал в нынешнюю формулу единой Европы. Эти политики должны были признаться в совершенной ошибке и уйти. Но политик не любит уходить. А другого варианта нет... Нельзя из разнонаправленных, разноментальных, с разными условиями государств создать единое целое без единой политики. А ее в Европе нет.

Европа сегодня просто по своему политическому устройству не может быть единой. Многие народы имеют свои цели, чаяния. Им можно предложить только самые общие условия. Но черта, позволявшая им жить рядом с другими - но каждый по-своему, давно пересечена.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG