Украинское председательство ОБСЕ и приднестровское урегулирование

Украина приступила к исполнению мандата председателя ОБСЕ, назвав приоритетом номер один на этот период урегулирование приднестровского конфликта. Каковы шансы? Эксперты из Кишинева и Тирасполя о роли Киева в политическом урегулировании, а также о торговом и экономическом потенциале региона.
Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут вместе с Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Украина приступила к исполнению мандата председателя ОБСЕ, назвав приоритетом номер один на этот период урегулирование приднестровского конфликта. Каковы шансы? Эксперты из Кишинева и Тирасполя о роли Киева в политическом урегулировании, а также о торговом и экономическом потенциале региона.

***

Леонид Кожара

Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара сказал под занавес своего визита в Кишинев и Тирасполь, в качестве действующего председателя ОБСЕ, что приложит все усилия к тому, чтобы на очередной, февральской, встрече в формате „5+2” придать импульс переговорам по приднестровскому урегулированию. Алла Чапай побеседовала с бывшим руководителем внешнеполитического ведомства Приднестровья при Игоре Смирнове Валерием Лицкаем, который скептически расценил шансы на успешное политическое урегулирование в этот период, когда, считает он, ни Кишинев, ни другие участники переговорного процесса не горят желанием договориться.

Свободная Европа: Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара сказал на пресс-конференции, что Евгений Шевчук заверил его в готовности Тирасполя обсуждать и политические аспекты приднестровского урегулирования. Как это можно объяснить, учитывая, что до настоящего момента Тирасполь категорически отказывался обсуждать вопросы, включенные в третью корзину повестки переговоров, в частности, касающиеся статуса региона?

Валерий Лицкай: „Формат „5+2” существовал много лет. В формате „5+2” не было никаких запретов. Мы обсуждали и политические статусы, в том числе в 2003 году американская сторона, будучи наблюдателем, внесла федеративный статус Приднестровья. И мы это спокойненько обсуждали. То есть, не было никаких запретов на обсуждение любых вопросов. А когда пришел г-н Ястребчак, он начал делать здесь, скажем так, формальные запреты. Ну, делал да и делал, у дипломатов бывают такие штуки. Смысл мне их не понятен. Г-жа Штански когда пришла уже на пост министра, летом, по-моему, подписала формат-повестку переговоров, в котором есть то, что называется «политические вопросы». Потому очень логично, что все участники, в первую очередь сейчас украинская сторона, хотели бы это пообсуждать. Я только хочу подчеркнуть, что это не влечет за собой никаких обязанностей. Обсуждали вопросы политического уровня и раньше. Это не значит, что мы обязаны что-то принимать. Зачем все эти маневры? Ну, мало ли. Бывает, дипломаты когда балуются на уровне протоколов. Именно – балуются. Молодые дипломаты. Значит, баловство кончилось. Обсуждения будут. А решения.…Ну, уж… Решения зависят не от этого. Это значит, дипломатия – это функция геополитическая. Функция. А как ее политика вяжет … Ну, что вам сказать? По-разному бывает. Пока карта еще не легла. Поэтому обсуждения могут быть, решения быть не может”.

Свободная Европа: Сегодня нет какого-либо официального документа или проекта статуса приднестровского региона. По вашему мнению, кто и когда должен разработать этот проект статуса?

Валерий Лицкай: „Ну, вы знаете, есть печальные примеры, когда генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил статус по Кипру. Он его предложил, а получился даже референдум – референдум, а выяснилось, что сепаратисты голосуют за единое государство, а вот унитаристы, греки, голосуют против. Это такой вот ужасный пример, который еще раз всех политиков на тему статусов и примеров немножко настораживает. В нашем случае – был такой же случай с Козаком. И я участвовал. Это был прекрасный документ, с точки зрения юридической ну – образец совершенства. А потом вмешалась геополитика – и документ был заторможен. Отвергнут. Я думаю, сейчас опять же – ну, у всех экспертов есть одна такая простая мысль: да, мы можем сесть, да, мы можем написать, как называется, Лев Толстой „Война и мир”. А потом вмешается геополитика и мы будем в глупом положении. Сейчас дело не в идеях. В Европе очень много хороших примеров урегулирования ситуации. В мире их тоже есть довольно много. Проблема в том, что эксперты разрабатывают мысли, а геополитика диктует реализуемость. Так вот, сейчас геополитика диктует нереализуемость”.

Свободная Европа: Валерий Лицкай, бывший министр иностранных дел непризнанной приднестровской администрации при режиме Игоря Смирнова.

***

Корнел Чуря

Свободная Европа поинтересовалась и мнением эксперта института „Viitorul” Корнела Чури о том, каковы шансы у официального Кишинева найти компромисс в вопросе о статусе приднестровского региона.

Корнел Чуря: „Компромисс, к которому могут прийти стороны переговоров, это либо формула федерации, которую Кишинев пока не приемлет, либо автономия для Приднестровья”.

Свободная Европа: Против которой Тирасполь...

Корнел Чуря: „Которую отвергает Тирасполь. Значит, компромисс следует искать где-то между этими двумя решениями. Украина может продолжить линию ирландского председательства. Но ирландцы подготовили пакет документов на уровне, скорее, неофициальном, который будет передан украинцам, к которым перейдут все материалы. И кульминационным пунктом может стать в конечном итоге выработка документа, который поставит последнюю точку в урегулировании приднестровского конфликта”.

Свободная Европа: Вы считаете, этим документом может стать проект статуса?

Корнел Чуря: „Я думаю, к этому стремятся все. И, разумеется, для украинцев дело чести предложить такой документ. Конечно, такой документ есть смысл предложить только в том случае, если он может рассчитывать на поддержку всех сторон. Думаю, украинцы хотели бы добиться успеха на этом направлении, так как это повысило бы доверие к Украине, имидж которой на международной арене немного хромает. По этой причине именно успех в приднестровском вопросе может сыграть на руку Украине”.

Свободная Европа: мнение кишиневского эксперта Корнела Чури, с которым беседовала Валентина Урсу.

***

Свободная Европа: Первый визит в Республику Молдова украинского министра иностранных дел в качестве действующего председателя ОБСЕ привел и к конкретному результату. Леонид Кожара заявил, что он пригласил приднестровского лидера Евгения Шевчука лично участвовать в очередном раунде переговоров в формате «5+2» во Львове вместе с молдавским премьером Владом Филатом. И, по всем признакам, приглашение было принято. Стороны обсуждают пока социальные и экономические аспекты, направленные на укрепление доверия между двумя берегами Днестра, и не поднимают политических вопросов. Экономика приднестровского региона и ее экспортный потенциал стала темой беседы Василия Ботнару с директором аналитического центра Expert-Grup из Кишинева экономическим аналитиком Валериу Прохницки.

Валериу Прохницки

Валериу Прохницки: „Наверное, в начале беседы следует сказать, что этот регион чрезвычайно уязвим и зависим от своей внешней, условно говоря, торговли. Чтобы быть более понятным, отмечу, что общий объем экспорта и импорта Приднестровья более чем в два раза превышает внутренний валовой продукт региона. Для сравнения, в Молдове этот показатель оставляет примерно 150% внутреннего валового продукта. Иными словами, Приднестровье гораздо больше зависит от внешних торговых потоков, чем правая сторона, чем экономика правобережья Днестра. Разумеется, это квазиофициальные, назовем их так, цифры. Они получены не из источников, которым можно доверять полностью, но, тем не менее, ими оперируют так называемые коммерческие органы Приднестровья. В регионе есть таможенная служба. Данные собираются, в том числе, на уровне статистической службы. И самым странным образом Республика Молдова является главным рынком сбыта для Приднестровья. Должен отметить, что термины экспорта/импорта мы используем в обычном порядке. Так вот, около 30% поступлений от экспорта региона обеспечиваются за счет поставок электроэнергии, в частности, в правобережную Молдову. Но у Приднестровья важные торговые связи и с Российской Федерацией, и с Украиной, и, если не ошибаюсь, на четвертом, если не на третьем, месте в списке торговых партнеров региона числится Румыния. В последнее время заметно снизилась роль европейских стран в качестве пункта назначения приднестровского экспорта. Но, так или иначе, на долю этих европейских рынков приходятся около 20% от общего объема приднестровского экспорта. Однако весь этот экспорт практически держится на четырех, возможно пяти, крупных предприятиях. Экономический костяк региона крайне жесткий, что в определенных обстоятельствах имеет и положительные стороны, но в основном это отрицательный фактор. Такие промышленные гиганты, как Молдавский металлургический завод, Кучурганская ГРЭС, Tirotex, Рыбницкий цементный завод, возможно, и комбинат Floare – главные предприятия, которые обеспечивают этот экспортный поток и в конечном итоге формируют бюджет региона. Иными словами, мягкие ткани, если можно так выразиться, любой экономики – малые и средние предприятия – в Приднестровье очень слабые. И этот факт делает регион крайне уязвимым перед внешними испытаниями”.

Свободная Европа: Экспорт осуществляется не без вмешательства администрации, разумеется. Нет свободного рынка, чтобы можно было говорить о свободе выбора, куда вывозить и на каких условиях?

Валериу Прохницки: „Не совсем так. Например, комбинат Floare, насколько мне известно, ведет более или менее независимую маркетинговую политику. Предприятия региона, естественно, являются частными – многие из них – и руководствуются, в конечном итоге, получением прибыли. Не надо забывать, что в регионе существует довольно тесный политико-экономический конгломерат. И политические интересы довольно трудно отделить от экономических”.

Свободная Европа: Допустим. Металлургический завод, как известно, без зазрения совести экспортировал стальные брусья даже в Соединенные Штаты Америки. А у ГРЭС имеются какие-то предпочтения, учитывая, что мажоритарным акционером является российские инвесторы, или нет?

Валериу Прохницки: „Не совсем так. Когда обсуждается, например, выбор рынков сбыта для предприятия, вырабатывающего электроэнергию, несравненно более важны экономические инфраструктурные реалии, где имеются и другие аналогичные объекты в регионе, чем идеологические предпочтения или геополитические ориентации. А географические и экономические реалии таковы, что для Кучурганской ГРЭС Республика Молдова является практически естественным рынком сбыта. Предприятие испытывает острый дефицит капиталовложений для того, чтобы вырабатывать больше электроэнергии и поставлять ее на более интересные рынки”.

Свободная Европа: Хорошо, но откуда подпитывается кислородная подушка, на которой почивает Приднестровье? С Востока или Запада?

Валериу Прохницки: „Если говорить строго об экспорте, надо отметить, что географическая структура приднестровского экспорта достаточно сбалансирована и не зависит чрезмерно ни от одного рынка. С другой стороны, следует признать, что регион не зависит только от обычных экономических потоков. Промышленные товары в этом регионе настолько конкурентоспособны исключительно благодаря тому, что пользуются природным газом, поставляемым практически за бесценок. И регион продолжает наращивать этот долг, который, если не ошибаюсь, по состоянию на конец 2012 года превысил 3,5 миллиарда долларов. Следовательно, налицо косвенный источник экономической поддержки, который удерживает регион на плаву”.

Свободная Европа: Значит, зависит больше от Востока?

Валериу Прохницки: „ Больше от Востока, разумеется. Регион, по сути, экономически выжил именно благодаря этим косвенным мерам экономической поддержки со стороны Российской Федерации. Другой пример, который часто не дискутируется – регион располагает банковской системой. Значит, эти банки обеспечивают международные финансовые потоки. А это в обязательном порядке предполагает и международное обслуживание. И это международное обслуживание банковской системы Приднестровья обеспечивает не кто иной, как российские торговые банки. И здесь речь идет о трех российских банках – Сберкбанк, Новотек и еще один, название которого сейчас не припомню. Если бы не эта поддержка, не этот механизм международного обслуживания приднестровских банков, регион давно потерпел бы коллапс”.

Свободная Европа: Что касается приглашения со стороны официального Кишинева в адрес Тирасполя – участвовать в переговорах с Евросоюзом по Соглашению об ассоциации – известно, что недавно приднестровская администрация, в частности, так называемый министр иностранных дел заявила, что это предложение не представляет интереса. Иными словами, до этого момента пользовались всем, чем только могли, регистрируя свои предприятия в Кишиневе, а сейчас, когда ситуация может оказаться посложнее, Тирасполь отказывается…

Валериу Прохницки: „ В этом случае очевидно, что политические интересы превалируют. Несмотря на то, что власть в Тирасполе поменялась, регион по-прежнему имеет большое значение благодаря тому, что используется Российской Федерацией как геополитическим инструментом в отношениях с Молдовой. Цель этого инструмента – удержать Республику Молдова в сфере российского влияния и не допустить европейской интеграции страны. Думаю, такое объяснение понятно всем. И, разумеется, в первую очередь важны политические интересы по сравнению с экономическими. Как я уже говорил, приднестровский экспорт зависит от нескольких предприятий, и в одних случаях экспорт может обернуться серьезным риском, в других же может оказаться выгодным. Потому что перенаправить торговые потоки нескольких предприятий не представляет особой трудности”.

Свободная Европа: Следовательно, отказ от экспорта на рынки Евросоюза не станет фатальным для Приднестровья?

Валериу Прохницки: „ Не станет, если региону удастся найти ниши на восточных рынках. Разумеется, пострадают малые предприятия Приднестровья, которые также важны, в частности, для благосостояния их семей, я имею в виду мелкие, даже микропредприятия. Некоторые из них зарегистрированы в Кишиневе. Если не ошибаюсь, зарегистрировано около 500 предприятий, действующих в Приднестровье и заинтересованных экспортировать в Евросоюз. Статистически, экспорт этих предприятий, возможно, не столь важен для региона, но на гуманитарном уровне это важно”.

Свободная Европа: Как вы считаете, Евразийский союз сможет обеспечить рынки сбыта для приднестровского экспорта? Сможет ли он создать какие-то преференциальные условия минуя Кишинев, если Республика Молдова не станет торопиться в этот Союз?

Валериу Прохницки: „ Теоретически сможет, как это и бывало раньше. Но здесь решающее слово будет за Украиной, без которой региону трудно осуществлять экспорт в Российскую Федерацию через эту территорию. Теоретически можно поставлять определенные товары по воздуху или речным транспортом, но это незначительная доля в объеме всего экспорта. Следовательно, пока Украина является союзником Кишинева, Российская Федерация не может с уверенностью рассчитывать на козырный туз в этой геополитической игре”.

Свободная Европа: экономист Валериу Прохницки в диалоге с Василием Ботнару.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.