Интернет в сетях политической цензуры Тирасполя


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

В Приднестровье ужесточается интернет-цензура. Главная в регионе дискуссионная онлайн-площадка закрыта, заблокирован и доступ к другим форумам. Тираспольская администрация решила переместить Верховный совет с левого берега Днестра на правый, в город Бендеры.

***

Свободная Европа: Итак, в приднестровском регионе интернет-ресурсы, точнее, форумы и социальные сети заблокированы, а самая популярная в регионе дискуссионная площадка (forum.pridnestrovie.com) закрыта. Атакой на свободу слова называют происходящие приднестровские правозащитники, тогда как власти хранят молчание. Лидер региона Евгений Шевчук оставил в соцсети Facebook краткий комментарий о закрытии форумов, назвав их, цитирую, „анонимной мусоркой”. Чтобы онлайн-ресурсы смогли возобновить работу, Шевчук посоветовал им зарегистрироваться как СМИ. Мы спросили жителей Приднестровья, как расценивают они попытки лишить их возможности свободно выражать свои мысли в интернете и что делать в этой ситуации?

– Плохо. Как почему? Люди не могут высказать свое мнение, негде. Понимаете? Ну, что делать? Открыть их, что делать!

– Нужно открыть и сделать все прозрачно. Если есть кому-то что-то скрывать, то социальные форумы для того и предназначены, чтобы все открыть, а не скрыть. Поэтому, я думаю, стоит открыть.

– Я сказал, президента менять надо. Не оправдал оказанного ему доверия. Ну, возможно, Смирнова же поменяли? Поменяли. Посмотрели – этот не нормальный, значит, нужен другой.

– Я мало провожу времени в Интернете, поэтому не слышала. Но очень жаль, слышала, что закрыли сайт ПГУ, сайт, на который я регулярно заходила. Очень жаль, что его закрыли, потому что студентам он был очень полезен, там было и расписание, и оценки за семестр, и много полезной информации. Так что очень сожалею, что его закрыли, этот сайт. Хотелось бы, чтобы он вновь продолжил свою работу.

– Нормально. Ну, не знаю… Зачем? Это лишнее. Все люди сидят дома, надо выходить на улицы, с людьми общаться.

– Наверное, это все-таки хорошо, потому что слишком много негатива и непроверенной информации было.

– Совершенно плохо. Потому что это делается только в ущерб населению. Вот и все. То, что начальство сказало, вряд ли исправимо.

Свободная Европа: Мнения случайных прохожих, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

Приднестровская администрация вводит интернет-цензуру – так расценил закрытие популярных форумов в регионе политолог из Тирасполя Андрей Сафонов:

Андрей Сафонов

Андрей Сафонов: Насколько мне известно, официальной мотивации властей до сих пор не было. Было заявление Евгения Шевчука, президента Приднестровья, в социальной сети Facebook, где он назвал заблокированные интернет-ресурсы «анонимной мусоркой». Однако это были эмоциональные высказывания, которые формально не могут являться официальной позицией. Тем не менее, по факту того, что происходит, можно сделать вывод, что это и есть та самая позиция и президента Приднестровья, и его окружения, которую они воплощают в жизнь через запрет сайтов. То есть, это чисто политическая акция и фактическая цензура.

Свободная Европа: Г-н Сафонов, но чем эти форумы так насолили администрации Шевчука, что их закрыли поголовно и сразу?

Андрей Сафонов: Дело в том, что на этих форумах, конечно же, слышалась частая критика в адрес приднестровского президента, в адрес правительства, которое он, по сути дела, полностью контролирует. А если учесть то, что за прошедшие полтора года экономика и социальная сфера оказались практически перед катастрофой и ответственность за это несет высшее руководство Приднестровья, то, конечно, все становится достаточно ясно и репрессии против интернет-сайтов призваны изолировать граждан ПМР от нежелательной, по мнению команды Евгения Шевчука, информации.

Свободная Европа: Администрация Шевчука пытается таким образом распространить „вертикаль власти” и на прессу…

Андрей Сафонов: Да, конечно, это делается уже с прошлого года, когда Верховный совет был изолирован, по сути дела, от всякого влияния на идейную политику, и я думаю, что это действие, которое идет, оно включает в себя и блокаду неугодных интернет-сайтов, интернет-форумов. Все это звенья одной цепи, и нельзя рассматривать то или иное явление в отрыве от остальных.

Свободная Европа: Как вы считаете, обращения правозащитников к Евгению Шевчуку будут услышаны и эти сайты будут разблокированы?

Андрей Сафонов: Я считаю, что такой шанс есть, при условии, если эта работа будет вестись непрерывно и наступательно. В частности, сегодня будет в Тирасполе круглый стол, посвященный этой проблеме, и там планируется также принятие обращения, которое призывает власти немедленно и без всяких условий разблокировать эти сайты. Разумеется, с политологической точки зрения, с точки зрения анализа происходящего, это является действиями цепочкой, действиями по установлению личной власти Евгения Шевчука в Приднестровье.

Свободная Европа: политолог из Тирасполя Андрей Сафонов.

Что собой представляют информационные порталы и форумы в Приднестровье и чем они вызвали такую реакцию властей? Этот вопрос мы задали тираспольскому журналисту Эрнесту Варданяну, проживающему в Кишиневе:

Эрнест Варданян

Эрнест Варданян: „С самого начала эти форумы были некими альтернативными СМИ для приднестровского региона, поскольку всем прекрасно известно, какой цензуре подвергалась пресса во времена Смирнова. И в то время эти форумы играли крайне важную роль в обществе. Они были своеобразными платформами не только для обмена информацией, разглашения информации, но и для обсуждения каких-то общественно значимых событий, удостоившихся внимания пользователей соцсетей. Но потом, после смены власти, все те, кто защищал режим Смирнова, за ночь стали великими демократами и великими борцами за свободу выражения, понимаете? Поэтому я, с одной стороны, встревожен тем, что эти форумы закрыты, так как там была не только политическая информация, но и что-то более важное, что-то более, скажем так, красивое, что ли… Дискуссионный форум, в конце концов. Но, с другой стороны, меня не перестает удивлять, как некоторые люди, вчера еще рьяно воевавшие против этой самой свободы выражения, сегодня возомнили себя борцами за свободу и противниками действий администрации Евгения Шевчука. Иными словами, удивляет лицемерие этих людей. Где они были тогда, когда Смирнов творил то же самое? Вот в чем вопрос.”

Свободная Европа: Иными словами, имена критика – необоснованная, по мнению властей – на этих форумах вывела из себя руководство Приднестровья? Поэтому и решено было их закрыть, да? Значит, во времена Смирнова эти форумы не были закрыты, а лидер, которого все считали более открытым, более демократичным, закрывает их. Именно в этом упрекают сегодня Евгения Шевчука…

Эрнест Варданян: „Да, и я считаю, что те, кто упрекает его сейчас, правы, но частично, понимаете? Тогда форум был лишь некой площадкой, где выкладывался кусок информации, которая обсуждалась и распространялась далее в массмедиа – и все. Тогда не было сквернословия, не было критиканства - ничего подобного не было. Сейчас же, в последние месяцы эти форумы превратились в платформу одностороннего очернительства тираспольского режима Евгения Шевчука. Разница огромная, можете мне поверить, ведь я и тогда очень внимательно читал эти форумы и разницу уловил сразу. В последние месяцы даже невозможно было читать их, потому что любая выложенная там информация сразу же становилась источником диффамации, очернительства, канализацией в прямом смысле слова. То есть, форум перестал быть дискуссионной площадкой, а превратился в генератор сплетен и слухов, различной непроверенной информации и тому подобное. Я прекрасно понимаю обеспокоенность людей, которые говорят, что даже Смирнов не поступал таким образом. Но я также понимаю, что и против Смирнова не велась такая дискредитация на внутреннем уровне. Ни один форум не осмелился тогда дискредитировать Смирнова так, как это делает сейчас кто-то в отношении Евгения Шевчука.”

Свободная Европа: Складывается впечатление, что закрытие этих форумов стало неожиданностью для многих людей, так как этому событию не предшествовало обсуждение в обществе каких-то правил и требований, не оговаривались какие-то правовые рамки ведения дискуссий в более цивилизованной и корректной форме...

Эрнест Варданян: „В приднестровском законодательстве, в частности, в законе о деятельности СМИ, который я читал не один раз, отсутствуют какие-либо определения по части этих форумов. Иначе говоря, для приднестровского законодательства интернет-форум как институт, который нуждается в регулировании по закону, не существует. То есть, это сравнительно новое явление для приднестровского региона. Это во-первых. Во-вторых: в последние месяцы дискуссии были, даже на Facebook, которые я наблюдал, и администрации Евгения Шевчука прекрасно известно, кто администратор или, скажем так, закулисный хозяин этих форумов. Г-н Шевчук, и его команда, думаю, имели с этими людьми какие-то неофициальные беседы. И, надо полагать, эти люди оказались не в восторге от перспектив, которые им предлагались. Поэтому, на мой взгляд, и последовало это решение, ставшее для них неожиданным. Я свидетель того, как г-н Шевчук на Facebook назвал нескольких людей, показательных в этой ситуации, и дал понять, что администрации известно, как поступают они и какие цели преследуют. И понял, что между ними был некий диалог, но неудачный.”

Свободная Европа: Эрнест, как вы полагаете, сейчас, когда с момента смены власти в Тирасполе прошло около полутора лет, положение дел со свободой СМИ в регионе как-то изменилось? И если да, то в какую сторону? Как обстоят дела сегодня по сравнению с тем, что было до прихода к власти команды Шевчука?

Эрнест Варданян: „Если оставить эти форумы в стороне и посмотреть только на традиционные СМИ в приднестровском регионе, увидим, что ничего существенно не изменилось, разве что в массмедиа сейчас привычными стали дискуссии на социально-экономические темы. И, насколько можно заметить, тираспольская администрация, в частности, г-н Шевчук, г-жа Штански и другие присутствуют в соцсетях, а значит, они стали более открытыми. Это, по моему мнению, и естественно в сегодняшнем мире, и приятно. Мне кажется, команда Евгения Шевчука более современна в смысле подходов, но по сути своей, то есть по уровню понимания политической жизни, они не настолько современны, я бы сказал. То есть, они такие же автократы, как и Игорь Смирнов, хотя и не в такой степени. Критика им нравится далеко не всегда, я это заметил. Иными словами, во всем этом наблюдается какое-то противоречие, и мне трудно сказать с уверенность, что за полтора года существенно изменилось на левом берегу Днестра. Не могу сказать, что цензуры стало меньше или больше – ее в принципе столько же, что и во времена Смирнова.”

Свободная Европа: Мнение второго гостя нашей сегодняшней передачи, журналиста Эрнеста Варданяна.

***

Свободная Европа: Официальный Кишинев обеспокоен решением приднестровских структур переместить так называемый Верховный совет из Тирасполя в Бендеры. Агентство IPN ссылаясь на пресс-релиз правительства сообщает, что молдавские власти видят в этом решении политический подтекст. "Перевод на правый берег Днестра "центральных структур" самопровозглашенного режима призван изменить в одностороннем порядке местные реалии путем укрепления административного присутствия в городе Бендеры", - отмечается в пресс-релизе. Власти Республики Молдова призывают воздержаться от действий, способных привести к нагнетанию напряженности в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Вместе с тем, официальный Кишинев призывает Украину, которая председательствует в ОБСЕ, и других международных партнеров, задействованных в формате “5+2”, уделить особое внимание недавним негативным событиям в Бендерах. Действия Тирасполя стали темой беседы нашего корреспондента Валентины Урсу с бывшим членом молдавской делегации в Объединенной контрольной комиссии Ионом Ляху:

Свободная Европа: Как следует рассматривать действия приднестровской администрации по передислокации местного парламента из Тирасполя в Бендеры? Разумно ли это решение?

Ион Ляху

Ион Ляху: „Это решение говорит о реализации четко продуманного плана, суть которого состоит в очистке города Бендер от органов власти Республики Молдова”

Свободная Европа: И как должен отреагировать Кишинев?

Ион Ляху: „Кишинев должен был отреагировать по меньшей мере 20 лет назад и не вести переговоров с сепаратистским режимом, который не имеет никакого легитимного права участвовать в переговорах в качестве полноправной стороны. Да и сейчас еще не поздно, но никого в Кишиневе такой путь не устраивает. Стратегия нынешней власти – малыми шагами прийти к какому-либо результату. Де-факто создаются условия для укрепления позиций Тирасполя. И я не знаю, какой совет дать, ведь Кишинев все равно им не воспользуется”.

Свободная Европа: Евгений Шевчук уже отдал распоряжение высвободившиеся здания передать на баланс города Тирасполя с дальнейшим обустройством здесь детских садов, других социальных учреждений…

Ион Ляху: „Вы ведь прекрасно понимаете, что не в этом суть. Все это пропагандистские заявления, пиар. Не будет детского сада в семиэтажном здании, где находится сейчас так называемый Верховный совет. И даже если детский сад будет устроен в этом здании, не это главное. Шевчук сделал вчера еще более важное заявление. Он сказал, что в ближайшие два-три года должна быть решена проблема статуса приднестровского региона, поскольку политической стабильности без политического статуса быть не может. Так что свяжите две эти вещи. Первый шаг: перевод учреждений в Бендер, формирование другого сепаратистского центра, уже на правом берегу, чтобы мы навсегда позабыли о Бендерах, Варнице и других населенных пунктах. И второй шаг: в течение двух лет, по словам Шевчука, будет решена политическая проблема статуса региона. А на переговорах в формате 5+2 они и слышать не хотят о так называемой «третьей корзине»”.

Свободная Европа: Но тогда зачем приднестровской администрации симулировать этот переговорный процесс, утверждать, что при наличии статуса региона проблему можно решить?

Верховный совет, Тирасполь

Ион Ляху: „И это тоже тактика. У них другая платформа для решения этой проблемы. Это платформа Москва-Кишинев-Тирасполь. Как было в марте 2009 года, когда Воронин подписал со Смирновым и Медведевым последнее соглашение, узаконившее пребывание здесь российских миротворцев на веки вечные. И вот сейчас, вероятно, ждут еще чего-то в этом же роде – после того, как покончат с Бендерами, выведут оттуда полицию, другие органы, тюрьмы и другие учреждения Молдовы. Тогда Молдову поставят к стенке и вынудят ее подписать еще какой-то документ такого рода”.

Свободная Европа: Как должны отреагировать участники формата „5+2” или что могут они предпринять в таких ситуациях?

Ион Ляху: „Они, в принципе, могли бы сделать гораздо больше, будь у Республики Молдова ясная и твердая позиция. Но в условиях, когда Кишинев сам заявляет, что мы малыми шагами, путем переговоров с Тирасполем будем что-то решать, они сказали: „Welcome! Если вас устраивает так – пусть будет так!”. Переговорщики, прежде всего Европа, открыли перед нами дверь для конкретных шагов по присоединению к Европейскому союзу, мы же отмахнулись от них… Вильнюс для нас уже закрыт. Что еще могут сделать эти люди для такого партнера, как мы?”

Свободная Европа: И что это означает? Что Приднестровье потеряно для нас?

Ион Ляху: „Да. И не то, что Приднестровье потеряно. Приднестровье потеряно, но потеряна и перспектива суверенитета Республики Молдова …”

Свободная Европа: И кто больше всех заинтересован в этом?

Ион Ляху: „Москва. Они этого и не скрывают. Рогозин своими заявлениями от 9 мая более чем ясно раскрыл намерения России.”

Свободная Европа: Привлечь Республику Молдова в евразийское пространство?

Ион Ляху: „Разумеется, да. Поставить ее на колени, чтобы она приползла на брюхе и молила принять ее в евразийское пространство – но и тогда проблема сепаратизма не будет снята. Она останется на веки вечные как рычаг влияния, чтобы никому и в голову не могла прийти идея суверенитета и отдаления от России”.

Свободная Европа: Г-н Ляху, но реакция со стороны местных жителей, населения – она возможна?

Бендерская крепость

Ион Ляху: „Реакция будет, непременно будет, как случилось и в апреле, когда они пригнали те вагончики. Горстка патриотов всегда найдется. Но без поддержки, оторванные от остального населения, которому все происходящее до лампочки, они, эти патриоты, сколько продержатся? День, два, три от силы. И еще один момент: Беляков заявил на заседании Объединенной контрольной комиссии, что они настойчиво добиваются установления еще одного трехстороннего поста в районе Варница-Бендеры. Это значит, что они будут доводить ситуацию до такого накала, что этот пост придется установить. И как только будет развернут первый пост дополнительно к имеющимся, это станет абсолютным аргументом в пользу расширения российского контингента, дислоцированного здесь в 92-ом году.”

Свободная Европа: Вы входили в состав этой Объединенной контрольной комиссии…

Ион Ляху: „Да, до недавних пор”.

Свободная Европа: Это функциональный механизм, жизнеспособный?

Ион Ляху: „Нежизнеспособный – однозначно. Но дело в том, что другого нет. И пусть мало, пусть неэффективно, но что-то еще можно решать благодаря тому, что русские еще не пришли к тому, что они могут выйти из Соглашения 1992 года, могут отказаться от трехстороннего формата миротворческой операции и некоторых аспектов, связанных с принятием решений на основе консенсуса.”

Свободная Европа: Вы более 10 лет участвовали в работе этой Комиссии, что вам нравилось и что не нравилось в порядке принятия решений?

Ион Ляху: „Это были 10 лет конфронтации, 10 лет попыток включить в повестку Комиссии ряд проблем, действительно способных что-то изменить в пользу жителей, в пользу Республики Молдова, как минимум, выполнить положения соглашений 92-го, 98-го годов. Но, начиная где-то с 2004 года, после отказа Воронина подписать Меморандум Козака, начиная с той даты, Россия категорически отклоняла все, что ее не устраивало. Знаете, в чем проблема? Абсолютно у всех – у россиян, у приднестровцев – есть подход, есть научное обоснование, есть весь фактический материал, разложенный по полочкам и узаконенный в том или ином постановлении. Только у Молдовы нет ничего четко отобранного и принципиально оцененного. В этом вся наша беда. Сейчас у нас нет никакого документа, который определял бы, что это за конфликт и какие стороны в нем задействованы”.

Свободная Европа: Но ведь существует приднестровское досье…

Ион Ляху: „Где? Нужно не досье, нужно постановление Парламента, нужно судебное решение, в котором будет ясно оговорено, что это было и что это есть. Исходя из этого, мы могли бы строить отношения, работать с теми людьми, которых мы называем партнерами. А так… они разочарованы, они не знают, каковы наши позиции, чего мы хотим и, естественно, каким может быть их вклад”.

Свободная Европа: Ион Ляху, бывший член молдавской делегации в Объединенной контрольной комиссии – трехсторонней структуре по наблюдению за ситуацией в Зоне безопасности.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.