Linkuri accesibilitate

ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2009 ГОДА.


Дамы и господа, добрый день! Александр Фрумусаки приветствует вас на еженедельной передаче «Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа».

2009 год: каким он был для Приднестровья и приднестровского урегулирования? Мнения экспертов с обоих берегов Днестра, итоги социального, экономического и политического года и прогнозы на 2010 год. Итак, приглашаю на не совсем обычную, последнюю в этом году передачу. Наши гости - люди, с которыми мы часто встречались на протяжении года, поэтому, наверное, справедливо спросить именно их, что думают они об уходящем годе и чего ждут от года грядущего.

Александр Фрумусаки: Каким был политический год для Приднестровья – этот вопрос мы задали политологу Андрею Сафонову из Бендер.

Андрей Сафонов:
«Что касается 2009 года для Приднестровья, то он, прежде всего, запомнился
тем, что здесь тоже была прекращена политическая стабильность и началось противостояние между ветвями власти. Я имею в виду институт президентства и Верховный совет. И, конечно же, это было знаковое событие, потому что стало очевидно, что Приднестровье идет тем же путем, что и остальные окружающие территории, такие, как Украина, как правобережная Молдова и так далее. В общем, можно ожидать, что действительно и дальше эта борьба будет обостряться. Создана согласительная комиссия по проекту конституции, но в любом случае это не снимает противоречий между ветвями власти и никто не сомневается, что основные политические сражения в Приднестровье еще впереди. Именно этим как раз с внутренней точки зрения 2009 год и запомнился”.

Александр Фрумусаки: политический кризис разворачивается на фоне другого, более глубокого, по всем признакам, кризиса - экономического. С этой точки зрения, каким был год для Приднестровья и его жителей? – спросили мы Андрея Сафонова.

Андрей Сафонов:
«Дело в том, что в 2009 году продолжалось то, что было и раньше – я имею в виду фактически бесплатные поставки российского газа в Приднестровье, и это, в общем-то, огромная помощь для местного бюджета. Но что касается прекращения производства на многих предприятиях, то это, безусловно, очень сильно ударило по приднестровской экономике. И с точки зрения потерь, которые она понесла, 2009 год был гораздо более тяжелый, чем 2008-й, когда мировой кризис только начинался. Более того, в конце этого года стало известно, что еще ряд предприятий либо сокращают выпуск продукции, либо останавливаются. В частности, очень тяжелая ситуация на насосном заводе в Рыбнице, на цементном комбинате, на ряде тираспольских предприятий и в общем-то в Бендерах ситуация тоже достаточно сложная. Поэтому следует ожидать, что в начале 2010 года из-за этого будет очередное сокращение денежных поступлений в бюджет”.


Александр Фрумусаки: политолог Андрей Сафонов из Бендер.

Экономический финансовый кризис Приднестровья, уровень жизни, который опускается все ниже и ниже, галопирующая безработица в 2009 году - все это наложило свой отпечаток на настроениях жителей региона. Как отразилось это в социологических исследованиях - мы спросили директора приднестровского Независимого центра аналитических исследований «Новый Век» Елену Бобкову.

Елена Бобкова:
«Поменялось экономическое поведение людей. Люди стали больше экономить и более рационально подходить к ведению хозяйства для того, чтобы выжить. Это вынужденная мера, но люди, в общем-то, на нее идут. Если говорить о восприятии своей жизни в кризис, то, как социолог, я бы сказала, что у приднестровцев довольно большой запас прочности. То есть в последнее время люди живут довольно-таки тяжело и последствия кризиса, который мы наблюдаем, восприняли, наверное, чуть-чуть легче в психологическом плане, чем, скажем, жители благополучной Европы. То есть они уже привыкли к тяготам, они адаптированы к ним и жизнь в условиях выживания, приспособления для них уже становится как бы понятным делом и люди к этому более готовы морально, мне кажется. То есть, нельзя сказать, что они более оптимистичны, но, во всяком случае, они более настроены на то, что из этого нужно выходить, и готовы действовать».

Александр Фрумусаки : социологические исследования показывают также, что в 2009 году - году экономического и политического кризиса, жители региона, тем не менее, питали определенные надежды в отношении урегулировании приднестровской проблемы. Но этим надеждам не суждено было исполниться, говорит Елена Бобкова.

Елена Бобкова:
«Люди считают, что должны договариваться прежде всего две стороны – участники конфликта, то есть руководство Молдовы и руководство Приднестровья. Это на первом месте. На втором месте: и Молдова, и Приднестровье считают, что Россия может очень существенно помочь в этом процессе. А на третьем месте – что мне кажется очень важным – опрошенные определили роль гражданского общества обоих берегов. То есть нужно сказать, что все-таки самосознание людей увеличивается и растет”.

Александр Фрумусаки: говорит социолог Елена Бобкова, директор приднестровского Независимого центра аналитических исследований «Новый Век».

Складывается впечатление, что к концу 2009 года приднестровское общество пришло глубоко разобщенным, - считает политолог Эрнест Варданян из Тирасполя. Эта разобщенность, по его мнению, является следствием политической конфронтации между президентским институтом и Верховным советом, конфронтации, под знаком которой прошел весь 2009 год в Приднестровье.


Эрнест Варданян:
«Так или иначе, говорить о внутренней консолидации и единстве общества, как это было в предыдущие годы, уже не приходится, линия раскола прошла не только между парламентом и президентом, но и между общественными организациями, которые раньше принято было называть патриотическими. Даже они в этом противостоянии по теме реформы конституции не нашли общего языка и каждая из них в силу собственных причин отстаивала свои позиции, которые часто отличались от позиции их партнеров по общественному мнению. То есть, со всех точек зрения год был очень тяжелым для Приднестровья. Пока сложно сказать, как это отразится на следующем, 2010 годе, но на данный момент тяжело”.

Александр Фрумусаки: Что касается приднестровского урегулирования, Эрнест Варданян полагает, что 2009 год потерян в этом плане.


Эрнест Варданян:
«Внутренний кризис в Молдове, который начался с апрельских событий, фактически поставил крест на долгосрочном планировании урегулирования как такового процесса, то есть в нынешней ситуации говорить о том, что можно планировать процессы на ближайшее будущее, не приходится, поскольку отсутствие стабильности власти в Молдове и новые досрочные выборы, которые грозят стране, никак не могут позволить руководству, даже при большом желании, сконцентрироваться на приднестровском вопросе, мы это все прекрасно понимаем. И что еще более важно, внешние игроки, тоже прекрасно видя нестабильность ситуации в Республике Молдова, внутриполитической жизни, не спешат делать каких-то резких шагов в ту или иную сторону в процессе урегулирования. Все сейчас ждут, все в режиме ожидания, я боюсь, что эта ситуация тоже перейдет на 2010 год. То есть, пока, к сожалению, ничего хорошего сказать я не могу. Единственный позитив, который был в уходящем году 2009, это встреча президентов России, Молдовы и Приднестровья в Москве, но она как таковых практических итогов не принесла, поскольку тогда на носу были в Молдове парламентские выборы, и потом это достижение было фактически перечеркнуто. И сейчас мы имеем некий, скажем, процессуальный вакуум, то есть непонятно, что куда будет идти».

Александр Фрумусаки: мнение политолога и независимого журналиста из Тирасполя Эрнеста Варданяна.

Дамы господа, напомню: вы слушаете передачу Диалоги на Радио Свободная Европа.

О событиях, привлекших к себе меньше внимания со стороны прессы, но не менее важных от этого рассказывает независимый журналист из Тирасполя Максим Кузовлев.

Максим Кузовлев:
«Первый раз в истории Приднестровья в этом году, 2009, количество желающих принять российское гражданство в Приднестровье не увеличивается, а уменьшается. Для этого есть естественные причины, скажем так, то массовое принятие, которое было, оно почему закончилось? Кому надо было принять, они его приняли, и большей частью его-то принимают зачем? Для того, чтобы лучше передвигаться. Люди уезжают на работу или уезжают на постоянное место жительства. В данный момент в основном сейчас в приднестровском регионе российские паспорта не получают вновь, а просто меняют, по мере того, как истекает срок действия паспорта”.

Александр Фрумусаки: несмотря на то, что в 2009 году о приднестровcком урегулировании словно позабыли, говорит журналист Максим Кузовлев, в приднестровском регионе был развернут ряд гуманитарных проектов при финансовом содействии запада, о которых приднестровские власти и пресса вновь предпочли «не распространяться».

Максим Кузовлев:
«В частности, в текущем году в Приднестровье был начат проект по стойким органическим загрязнителям, причем работа ведется не с неправительственными организациями, а конкретно с властями - с министерством экологии Приднестровской молдавской республики. То есть это как бы политика Евросоюза, не вмешиваться очень серьезно в политические моменты, а работать исключительно с социальными моментами и работать по конкретным проектам. Допустим, в той же области экологии, в области социальной сферы, в области здравоохранения, в области просвещения, то есть это действительно очень конкретные моменты, которые не касаются абсолютно политики. Там есть достаточно большое количество проектов касательно Приднестровья, и не только у Европейского союза, есть также у американской программы Millennium Challenge – Вызовы Тысячелетия на Молдову, касательно дорог и мелиорации. Есть и приднестровская часть. Но будет она работать или нет – я дал бы 60 на 40 что будет, потому что как бы вот первые проекты Евросоюза, Приднестровье, так скажем, помягчело, поняло, что ничего страшного в этом нет, и хорошо, что приходят деньги, и они направлены явно не на политику, а на конкретные дела, улучшающие жизнь людей. Это одни из первых ласточек реальных дел, как я их называю”.


Александр Фрумусаки: независимый журналист из Тирасполя Максим Кузовлев.

Дамы и господа, вы слушаете передачу Диалоги на Радио Свободная Европа.

С экономической точки зрения 2009 год был крайне трудным для всей Республики Молдова и породил много неопределенностей для жителей обоих берегов Днестра. Мы спросили директора Центра стратегических исследований и реформ Республики Молдова Галину Шеларь, как она оценивает попытки новой молдавской власти возобновить диалог с Тирасполем?

Галина Шеларь:
«По-человечески очень хотелось бы, чтобы все получилось. Что настораживает? Ну, во-первых, понимаете, когда говорит политик, что он не будет заниматься политикой и сконцентрирует внимание не на политике, то в это как бы верится с трудом. Что касается совместных проектов, которые будут улучшать и так далее… Знаете, об этом мы говорим уже давно. О мерах доверия, если мне не изменяет память, мы говорим где-то с середины 2008-го, вот так слово это прозвучало – меры доверия, да? Потом очень быстро откликнулись доноры, сказали, что мы будем поддерживать… Пока это намерения. Но очень хотелось бы верить, что эти намерения осуществятся. Что внушает дополнительное сомнение – к сожалению, и на правом, и на левом берегу Днестра согласия между политиками нет. И, безусловно, это отсутствие политического консенсуса по обоим берегам Днестра будет тормозить, в определенном смысле экономику вообще, ну и осуществление каких-то взаимных проектов, в частности”.

Александр Фрумусаки: по мнению Галины Шеларь, новое молдавское руководство должно более широко смотреть на то, что можно назвать мерами доверия. Узкие проекты, предназначенные только для зоны безопасности либо исключительно для левого или правого берега Днестра не пользовались и не будут пользоваться успехом, - считает исследователь.

Галина Шеларь:
«Я думаю, что нужно брать какие-то области, которые, скажем так, менее политизированы. Например, здравоохранение, потому что есть программа по туберкулезу, по инфекционным заболеваниям, но она, так сказать, не общая, хотя даже вот эти ООН-овские программы, которые по чуть-чуть перешагивают через Днестр и дают возможность коллегам общаться, они тоже помогают. Но вот если бы это было что-то общее, какой-то общий центр, ну, мне трудно сказать, в здравоохранении, это бы мог быть какой-то совместный творческий проект. Например, в области экономики, я думаю, возможно распространение, действующего уже у нас проекта Всемирного Банка по внедрению современных систем качества, распространить действие уже этого, работающего проекта, скажем, подключить туда предприятия Приднестровья, это же внедрение систем качества на производстве, менеджмент, управление качеством, т.е. чтобы в этот совместный опыт подключился и частный бизнес Приднестровья. Может быть, какой-то совместный проект организаций деловых людей, скажем, нашего «Тимпул»-а и Ассоциации аграриев и промышленников Приднестровья, плюс Ассоциация иностранных инвесторов в Молдове… И выпускается Белая книга-2010 с пожеланиями всех инвесторов, но уже с пожеланиями с точки зрения того, как можно улучшить климат, чтобы бизнес, которому интересно работать в Приднестровье, в Приднестровье работал. Чтобы бизнес из Приднестровья, которому интересно работать в Молдове, в Молдове работал. Ну, по работе в Молдове немножечко проще, потому что юридически безопаснее с точки зрения регистрации, прав собственности и так далее. В Приднестровье немножечко сложнее, но вот показать выход из этого «сложнее» с точки зрения бизнеса – ну почему, чем это не проект? И вот вам Белая книга-2010 не только чисто молдавская, но для всей территории. Вот так на скидку все”.

Александр Фрумусаки: мнение директора Центра стратегических исследований и реформ Республики Молдова Галины Шеларь.

Александр Фрумусаки: Дамы и господа, на этом наша сегодняшняя передача завершена. В студии был Александр Фрумусаки, я благодарю вас за внимание и – до встречи ровно через неделю - на первой в 2010 году передаче Приднестровские диалоги, полностью посвященной политическим, экономическим и социальным прогнозам на 2010 год. Всего вам доброго. Вы слушали Радио Свободная Европа.
XS
SM
MD
LG