Лучиан Штефэнеску, обзор статьи Эдварда Лукаса в „Times”.
В начале девяностых, в эпоху распада коммунизма, запад допустил ряд серьезных ошибок в оценке перспектив развития отношений с Россией. Во-первых, заблуждением было предположение, что для бывшего советского мира "деньги не пахнут". Вторая большая оплошность состояла в том, что, как оказалось, свободная западная пресса далеко не всегда побеждает.
Очень скоро Россия доказала Западу, что там ошибались и в первом, и во втором случае.
Бизнес постепенно начал влиять на принятие политических решений - как результат, фирма British Petroleum сегодня является британской заложницей в России, а грязные деньги Кремля идут на финансирование партий, „мозговых” центров и различных кампаний - например, против добычи сланцевого газа.
Оголтелая ложь и манипуляции Кремля, утверждает публицист, сеют неуверенность и смятение в умах как в самой России, так и на Западе, искажая картину настолько, что обыватель перестает понимать, где правда и где вымысел.
Приводя аргументы в подкреплении своих слов, Лукас отмечает, что российские медиа описывают Украину как „несостоявшееся государство в руках неонацистов”; называют балтийские страны „рассадниками антисемитизма и дискриминации”.
Кроме того, российские СМИ продвигают абсурдные теории о малазийском Боинге, который, как утверждает журналист, был сбит российской ракетой. Искаженными слухами полнится и история убийства гражданина Великобритании Александра Литвиненко в 2006 году.
Российские медиа представляют Запад как нечто "лицемерное, упадническое, угрожающее, ненадежное и наивное", продолжает Эдвард Лукас.
В эту фальшь, говорит публицист, „не верят даже сами российские пропагандисты, за их напыщенностью и едким сарказмом скрывается правда жизни: именно на Запад они отправляют своих детей учиться, там содержат своих любовниц и скрывают свои нелегально полученные доходы”.
И цель всех этих усилий – не убедить, а запутать, то есть, как в своё время определил цели российской пропаганды бывший пресс-атташе НАТО Бен Ниммо, „исказить факты, отмахнуться от критики, отвлечь внимание и обескуражить противников”.
И нередко, оказавшись лицом к лицу с циничной и враждебной ложью, люди просто пожимают плечами и даже не пытаются узнать, кто прав, кто виноват.
Факты для российских пропагандистов – игрушки, говорит Лукас, и в суждениях они опираются не на доказательства, а на домыслы и свои умозаключения.
Бороться с бессовестным жонглированием словами сложно, признает Лукас. Российские СМИ, испытывающие трудности с финансированием, не в состоянии провести расследование и объяснить происходящее. Кроме того, „они запуганы травлей, побоями и убийствами”.
Даже такой „смелый и независимый наблюдатель” за событиями в путинской России, как The Moscow Times, немного „сник”, отказавшись на прошлой неделе от ежедневного формата.
Более того – Россия ведет активное наступление через западные СМИ. В частности, местные газеты выпускают "недешевые приложения рекламного характера, написанные и проплаченные Кремлем", отмечает Лукас.
Западные веб-сайты, по его словам, пребывают в восторге от того, что их статьи собирают так много комментариев, и не важно, что эти комментарии пишут „кремлевские тролли”.
Российские "говорящие головы", выдающие себя за "журналистов", помогают заполнять эфир на радио и телевидении, добавляет Лукас.
"Наших редакторов и журналистов учили, что честность выше правды. Цензура вызывает отвращение. Критикам должны быть противопоставлены сторонники" – по таким принципам работает западная журналистика. Сегодня российские пропагандисты умело эксплуатируют именно эти сильные стороны западной журналистики.
НАТО, ЕС и Запад в целом „запоздало и поспешно” пытаются противостоять этой угрозе.
НАТО открыл в Латвии новый центр „стратегической коммуникации”.
Америка запустила новые русскоязычные программы.
Отличный еженедельный информационный бюллетень о российской дезинформации появился буквально на днях по инициативе внешнеполитического департамента ЕС.
Но всё это бесполезно. Для западных медиа это пустая трата денег.
В советское время люди презирали своих лидеров, ненавидели сложившийся политический и экономический строй и даже под страхом ареста старались послушать BBC.
Теперь общественное мнение в России изменилось: далеко не все русские верят антизападной пропаганде режима, но и к западным СМИ относятся с недоверием.
Противостоять российской пропаганде необходимо другими методами.
Сатира, к примеру, полностью исчезла с российских экранов.
Чтобы положить конец клевете и ядовитому антизападному сарказму российских СМИ, запуганных Кремлем, автор предлагает запустить комедийное шоу на YouTube, высмеивающее Путина и его политику.
Или же, более амбициозный проект – снять русскую версию сериала „Западное крыло” [„Жизнь в Белом доме”], действие которого происходило бы в Кремле. Это может сработать, учитывая, что Путин боится насмешек больше, чем критики.
Защитить западное медиапространство довольно сложно, считает публицист. До определенного момента критика со стороны России оправдана. Финансовые кризисы, политические тупики и катаклизмы внешней политики подорвали уверенность Запада в собственных силах.
По мнению Эдварда Лукаса, помощи следует ждать от государств, находящихся „на передовой” кремлевской пропаганды – в Польше, Украине, Латвии, Литве, Эстонии проблему понимают гораздо лучше.
Cейчас Лукас работает над проектом американского Центра анализа европейской политики „Дезинформация для чайников” (“Disinformation for Dummies”) – своеобразное руководство по российской пропаганде.
Самая большая проблема в том, что усилия Запада разобщены. Журналисты защищают собственную независимость. Чиновники защищают собственные секреты. Бизнесмены хотят на всем заработать.
Но мы столкнулись с объединенной угрозой, говорит Лукас. В России в информационные войны вовлечены очень крупные силы, от троллей в соцсетях до служб разведки, включая энергетические компании, банки и военные структуры. Объединенная угроза требует объединенного ответа, к которому разобщенный Запад пока не готов.
И до тех пор, пока Запад не объединит свои усилия, "российская информационная война, подобно коррозии, разъедает наши связи, отравляет наше общественное мнение, отвлекает политиков, и это чревато роковыми последствиями для нашего общества”, заключает британский журналист Эдвард Лукас.