Историк Оливер Буллоу – об истоках кавказского терроризма

Москва, 29 марта. Цветы на месте теракта на станции метро ''Лубянка''

Трагедия в московском метро заставляет задуматься о причинах и истоках кавказского терроризма. Чем больше об этом размышляют политики и историки, тем очевиднее становится, что причины эти коренятся в истории российской политики на Кавказе.
Говорят, что, если прошлое не будет понято и осмыслено, оно будет постоянно возвращаться. Об этом размышляет английский историк и журналист Оливер Буллоу, чья книга об истории российской политики на Кавказе под названием "Пусть наша слава будет великой" только что опубликована в Великобритании.

У книги Оливера Буллоу есть подзаголовок: "Путешествия среди непокорных народов Кавказа". Во время своих кавказских странствий английский историк и журналист, прекрасно, кстати, говорящий по-русски (он работал в Москве корреспондентом агентства "Рейтер"), посетил Чечню, Дагестан, Карачаево-Черкесию, общался с местным населением, пытаясь понять особенности кавказской ментальности и политику России на Кавказе. В результате он пришел к выводу, что проблемы на Кавказе вызваны нежеланием российских властей осмыслить собственную историю его завоевания.

В интервью Радио Свобода Оливер Буллоу размышляет над истоками этих проблем, считая, что теракты в московском метро напрямую связаны с трагической историей покорения Кавказа:

– Совершенно очевидно, что московская трагедия, которая произошла 28 марта, будет иметь продолжение. Жертвы с обеих сторон – и российской, и чеченской – будут и в будущем. Здесь, думаю, главное не ограничиться простым осуждением случившегося (хотя оно должно быть осуждено), а понять причину трагедии. В своей книге я пытаюсь это выяснить – проследить истоки проблем, возникающих у России с народами Кавказа. Я начинаю это выяснение с первого этапа завоевания Кавказа – с эпохи Петра Первого и Екатерины Второй. Значительное внимание я уделяю тактике, использовавшейся на Кавказе вначале царским правительством, затем коммунистическими властями и уже в новейшее время – правительствами Ельцина и Путина, а затем и Медведева. Независимо от того, кто правил в России, единственным способом контролировать Кавказ в долгосрочной перспективе были массовые депортации, насилие и убийства.

Моя книга начинается с трагического события 1783 года, о котором в России, похоже, забыли. В 1783 году российский генерал Александр Суворов попытался заставить ногайцев – это были остатки ногайской орды времен Чингиз-хана, населявших нынешний юг Краснодарского края, – переселиться на южный Урал. Их земли, как и Крым должны были заселить русские колонисты. После отказа ногайцев они были вырезаны русскими. Об этом событии даже в тех местах, где оно произошло, никто не знает. Сейчас на этом месте находится село Ей-Укрепление, там никто не верил мне, что на месте их села произошла эта массовая резня.

– Но политика репрессий на Кавказе продолжилась. Достаточно вспомнить депортации целых народов Северного Кавказа в сталинские времена: чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турок-месхетинцев.

– К сожалению, эта политика продолжилась. Когда в 1864 году боровшиеся с русскими черкесы потерпели поражение от армии императора Александра Второго, более миллиона из них вынуждены были бежать в Турцию. Это стоило им трёхсот тысяч жизней. На мой взгляд, это был первый подлинный геноцид в европейской истории нового времени. В Сочи, на месте которого произошла последняя битва черкесов с российскими войсками, и где в 2014 году пройдут зимние Олимпийские игры, об этом кровавом событии также никто не знает. Сочи – прекрасное место для проведения Олимпиады, но очень печально, что игры там пройдут в 150-ую годовщину черкесского геноцида. Российские власти просто обязаны как-то отметить это событие и пригласить для этого черкесских представителей.

Надо сказать, что российские националисты уже обвинили меня в том, что я хочу сорвать Олимпийские игры в Сочи. Это не так. Думаю, что Сочи – прекрасное место для этого. Но мне очень печально, что российское правительство не повернулось лицом к собственной истории, как это сделало правительство Канады, которое принесло извинения за депортации и насилия в прошлом в отношении туземных народов, населявших места, где проходили в Канаде олимпийские игры.

– В терактах в московском метро российские власти усматривают чеченский след. Вы побывали в Чечне. Действительно ли там сильны антирусские настроения?

– Очень трудно говорить о настроении целого народа. На мой взгляд, большинство людей там, как и во всем мире, просто хочет спокойно жить и работать. Они устали от войны. Однако все чеченцы, с которыми мне приходилось говорить, хотят независимости от России. Очень редко можно встретить чеченца, не желающего своей стране независимости. Многие из них говорят, что, если добиться ее сейчас невозможно, они добьются этого через 50 лет. Я говорил с местным милиционером, служившим в российском министерстве внутренних дел. Он мне сказал: "Сейчас у нас недостаточно сил, чтобы добиться независимости, но через 50 лет мы будем независимыми". Мне представляется, что в России это не осознают.

В России сепаратизм связывают с терроризмом. Однако это разные вещи. В Северной Ирландии политическая сепаратиская партия "Шин Фейн" свободно высказывается в британском парламенте о причинах терроризма и войны в Ольстере. Печально, что в России не существует такого же легального чеченского сепаратистского движения. Североирландская политика, когда сепаратисты могут свободно обсуждать свои проблемы с властями, должна быть заимствована Россией, иначе такие трагедии, как теракты в московском метро продолжатся, хотя никто этого не хочет.