Эксперты – о проблемах ВР и ее возможном уходе из России

Авария на платформе ВР обесценила компанию вдвое

В США ожидают телевыступления президента Обамы, посвященного ликвидации последствий утечки нефти в Мексиканском заливе. Ранее сенаторы-демократы потребовали от компании British Petroleum внести 20 миллиардов долларов в фонд, из которого будут выплачиваться компенсации пострадавшим от разлива нефти из аварийной скважины. Акции ВР упали 14 июня до 7-летнего минимума, подешевев с момента аварии на 46%. Чтобы погасить многомиллиардные претензии со стороны США, ВР, вероятно, придется пойти на распродажу части активов, включая долю в российско-британской ТНК-ВР.

С 20 апреля – момента аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе – британской нефтегазовой компании ВР пока так и не удалось полностью ликвидировать утечку нефти на ней. Поэтому не удивительно, что американские власти продолжают выдвигать к ВР новые претензии. По некоторым оценкам, суммарные затраты ВР на выплату штрафов за экологический ущерб и ликвидацию последствий инцидента могут превысить 30 миллиардов долларов. Для их покрытия ВР придется взять кредиты или продать часть активов. Не исключено, что ей придется распрощаться со своей 50-процентной долей в российско-британском СП – ТНК-ВР. Не исключен даже сценарий поглощения ВР ее конкурентами – британо-голландской Royal Dutch Shell или американской Exxon Mobil. Отчасти с такими прогнозами согласен старший аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Алексей Кокин:

– Да, это может произойти, если капитализация компании станет достаточно маленькой для поглощения. В четверг капитализация ВР была уже ниже 100 миллиардов долларов. Это значительно меньше, чем капитализация Exxon Mobil – около 280 миллиардов долларов. То есть, при таком соотношении уже можно говорить о поглощении. Но дело в том, что падение акций ВР чрезмерно, что, вообще, свойственно рынку акций. Бумаги потеряли половину своей стоимости, но насколько это отражает величину ущерба – большой вопрос.

Но на каком-то этапе британской компании могут понадобиться дополнительные средства для выплаты штрафов, исков и компенсаций. Не исключено, что она пойдет на распродажу части своих активов. Одним из них может стать ее 50-процентая доля в российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР. Это серьезный, большой актив, продажа которого может сразу принести крупную сумму. Но нужно еще найти покупателей. Возможно, ими могут выступить другие акционеры ТНК-ВР.

Однако мне все-таки кажется, что продажа ТНК-ВР не то, с чего ВР начнет. На мой взгляд, сначала она попытается увеличить свой долг – даже, несмотря на недавнее снижение кредитного рейтинга, компания еще может довольно дешево заимствовать. Кроме того, вероятно, ВР постарается распродать другие активы – менее важные. И только потом, если ситуация станет более критичной, ВР может продать свою долю в ТНК-ВР.

Что же касается влияния этой аварии на мировые цены на нефть, учитывая наличие свободных мощностей в странах ОПЕК, она, скорее, приведет к снижению доходности нефтяных компаний. Сейчас в США наложен запрет на глубоководное бурение. Я думаю, что выпадающие объемы добычи нефти в США в ближайшие два-три года не превысят 100-200 тысяч баррелей в день. С этим мировой рынок нефти может справиться. Вопрос, скорее, в том, как вообще возрастет стоимость эксплуатации оффшорных месторождений в США, Канаде, а также, возможно, в Северном море. Если кампании по ужесточению экологического надзора будет глобальной, то в этом случае мы можем получить рост издержек в индустрии.

Более осторожен в оценках аналитик инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталий Крюков:

– На мой взгляд, поглощение ВР одним из конкурентов – маловероятно. Пока не совсем понятно, какие штрафы и претензии могут быть предъявлены ВР. А до выяснения этого вряд ли какая-либо компания будет ее покупать, учитывая, что их общая сумма может составить десятки миллиардов долларов. Поэтому вряд ли кто-то будет брать на себя сейчас подобные риски. Если речь и будет идти о продаже, то, скорее всего, после того, как станут понятны масштабы ущерба.

У компании есть средства на покрытие ущерба, но опять же проблема в том, какой их объем будет необходим – 60 миллиардов или 100 миллиардов долларов? Опять же, в какие сроки. Если это будет 10-20 лет, то у компании при текущей стоимости нефти вполне могут появиться средства на выплаты. Поэтому все будет зависеть от величины претензий

Думаю, что ВР пока не будет продавать свою долю в ТНК-ВР. ТНК-ВР – это первоклассный, высококачественный актив. Он занимает четверть добычи компании и приносит ей большую долю прибыли. Таким образом, этот актив генерирует устойчивую прибыль, а потому сейчас продавать этот актив ВР невыгодно.

Пока ситуация в Мексиканском заливе несколько поддерживает котировки нефти – они даже не падают при снижении на фондовых рынках. Но я бы этот поддерживающий фактор преувеличивать не стал. Пока речь не идет о том, что добыча там может быть полностью остановлена. Конечно, в перспективе 3-5 лет какие-то объемы могут выпасть, но они, по сути, не очень значимы, учитывая, что сейчас в мире есть профицит добывающих мощностей у ОПЕК. Поэтому, даже если какие-то объемы нефти рынок недополучит, их может поставить ОПЕК.