Зачем российскому олигарху "Ле Монд"?

На покупку "Ле Монд" претендует российский бизнесмен.

На покупку самой влиятельной французской газеты "Ле Монд" претендует российский бизнесмен Глеб Фетисов. В "Ле Монд" очень удивились и попросили россиянина объяснить свой интерес к уважаемому, но убыточному французскому бренду. Обозреватель отдела изучения СМИ газеты "Лез Эко" Жан-Кристоф Феро рассказал в интервью Радио Свобода о причинах заинтересованности российских олигархов во владении французскими СМИ.

Основанная в 1944 году, одна из самых влиятельных французских газет "Ле Монд" в последние годы испытывала серьезные финансовые затруднения на фоне кризиса печатных СМИ. Издание было вынуждено сократить более ста сотрудников за два года. Но эти меры не помогли. В начале июня "Ле Монд" объявила о намерении продать контрольный пакет акций сторонним инвесторам.

В последний день подачи заявок, 21 июня, предложение покупки поступило от российского бизнесмена Глеба Фетисова.

"Сейчас уникальный шанс приобрести этот антикварный экземпляр медиарынка, который с годами может стать только ценнее. У меня есть четкое представление, как реструктурировать долги и заработать на издании, не вмешиваясь в журналистскую составляющую. Я всячески поддерживаю установку на избежание политического влияния на редакционную политику и кадровый состав газеты", - сообщил Глеб Фетисов на своем официальном сайте.

Глеб Фетисов является основным владельцем банковской группы "Мой Банк", акционером телекоммуникационной компании Altimo, которая в свою очередь владеет компаниями VimpelCom и "МегаФон". В списке "Форбс" самых богатых бизнесменов мира Фетисов сорок второй. С 2001 по 2009 год Фетисов был сенатором, затем был назначен на пост руководителя рабочей группы при президиуме генерального совета партии "Единая Россия" по социально-экономическому развитию и выработке антикризисных мер.

В "Ле Монд" очень удивлены интересом российского бизнесмена к убыточной французской газете, заявил в интервью Радио Свобода президент "Общества редакторов Le Monde" (эта структура объединяет журналистов газеты и одновременно является одним из акционеров издания) Жиль Ван Кот:

- Мы немного удивлены - мы не знали об интересе господина Фетисова к "Ле Монд", потому что у нас никогда не было контактов ни с ним, ни с его представителями. Проблема в том, что срок направления предложений на покупку акций истек 21 июня. В этот день мы действительно получили письмо от него всего на одну страницу, на русском языке, перевод на французский был выполнен банком, с которым сотрудничает "Ле Монд". Я знаю, что сейчас российские бизнесмены стали активными на медиарынке. Но у нас очень мало информации о конкретном содержании предложения Глеба Фетисова. А поскольку мы должны принять решение в ближайшие дни, встретиться со всеми претендентами, мне кажется, господину Фетисову будет трудно участвовать в этом процессе. Либо ему необходимо в кратчайшие сроки внятно объяснить причины своего интереса к "Ле Монд" - газете, которая является убыточной на протяжении последних десяти лет, и тогда мы примем во внимание его предложение. Досье других кандидатов занимают по 20- 25 страниц. Информации о Фетисове в этом же объеме у нас нет. Кроме того, по французским законам, иностранный бизнесмен не может владеть более чем 20% акций газеты.

- При выборе покупателя будет учитываться только цена? Или это еще не все?

- Конечно, учитываются финансовые условия. Но это еще не все. Сегодня журналисты газеты косвенно контролируют политику издания, и им нужны гарантии, что новый владелец эту систему сохранит.

- Французская пресса отмечает, что недавняя покупка газеты "Франс-суар" сыном российского бизнесмена Сергея Пугачева могла быть сделана в целях повлиять на результаты президентских выборов во Франции 2012 года. Как вы считаете, в отношении "Ле Монд" у покупателя могут быть подобные намерения?

- Это нас очень беспокоит, и мы, конечно, попытаемся навести справки - есть ли у господина Фетисова интересы во Франции. Пока мы таких сведений не нашли. В любом случае, после перехода к новому владельцу в "Ле Монд" будет действовать совет по этике, который сможет вмешиваться в случае давления на журналистов. Акционер должен будет обеспечить то, чтобы "Ле Монд" осталась уважаемой газетой, сохранила свой имидж, чтобы читатели сохранили доверие. Если этого не будет, читатели просто уйдут, а это никому не нужно, - сказал Жиль Ван Кот.

Если наблюдательный совет "Ле Монд" примет предложение, то покупка газеты будет осуществлена через компанию Глеба Фетисова, зарегистрированную в Евросоюзе, говорится на сайте бизнесмена.

"Мы направили предложение "Ле Монд" не на одной, а на трех страницах", - заявил в интервью РС советник FFF-холдинга по вопросам медиа и рекламы Олег Тетерин. Письменно Олег Тетерин пояснил корреспонденту РС следующее:

- Предложение от Глеба Фетисова было направлено представителю акционеров "Ле Монд" - известному банку Credit Agricole в 18:30 21 июня 2010 года по московскому времени, соответственно в 16:30 по парижскому. Все инвестиционные предложения и предложения, связанные с покупкой акций "Ле Монд", направляются только туда. Через полчаса пришел официальный ответ (письмо-подтверждение имеется в наличии), что наше предложение принято и будет рассмотрено наблюдательным советом издания 28 июня 2010 года. Копия ответа нам была направлена банком Credit Agricole Pierre-Yves Romain'у (Group General Council Group Le Monde). Финансовые условия не разглашаются, ввиду острой конкуренции за этот актив.

- Зачем Глебу Фетисову французская газета, в чем логика покупки?

- В первую очередь, это бизнес-проект, а значит, ставит своей целью получение прибыли. Как уже заявлялось ранее, планов по краткосрочному выходу из проекта нет. Конечно, здесь есть и другие моменты. Le Monde – одна из самых авторитетных в мире и уважаемых лично Глебом Фетисовым газет. Глеб Фетисов исходит из позиции минимального вмешательства в редакционную политику газеты. Маркетинговая стратегия будет рассмотрена органами управления издания и, возможно, будет изменена, но в любом случае согласована с журналистским коллективом, - пообещал Олег Тетерин.

Глебу Фетисову, если его заявка все-таки будет принята, предстоит побороться с двумя консорциумами. Один из них - в составе France Telecom (большая часть акций этой компании принадлежит государству), группы, владеющей еженедельником Le Nouvel Observateur и испанской медиа-группой Prisa. Считается, что этот консорциум тяготеет к правым политическим силам.

Также на покупку "Ле Монд" претендует консорциум в составе банкира Матье Пигасса, основателя телекоммуникационной группы Iliad SA Ксавье Ниэля и многолетнего партнера модельера Ив Сен Лорана – Пьера Берже.

От выбора в пользу второго консорциума, который, как считается, ближе к левым политическим силам, главного редактора "Ле Монд" Эрика Фоторино на личной встрече в понедельник 15 июня предостерег президент Франции Николя Саркози. Но Эрик Фоторино, вместо того чтобы рекомендовать акционерам, как голосовать, предал гласности содержание встречи с Николя Саркози. Этот "вызов к Саркози" спровоцировал возмущение французской прессы.

В пятницу 25 июня за кандидатуру покупателя будет голосовать ассамблея журналистов "Ле Монд". А в понедельник 28 июня о своем решении должен объявить наблюдательный совет. Он может проигнорировать решение ассамблеи, но та, в свою очередь, обладает правом вето на решения наблюдательного совета.

Каковы шансы Глеба Фетисова приобрести газету "Ле Монд"? На этот вопрос в интервью Радио Свобода отвечает обозреватель отдела изучения СМИ газеты "Лез Эко" Жан-Кристоф Феро:

- Претенденты, которые хотят купить "Ле Монд", и так составляли причудливую компанию, а появление господина Фетисова только усилило ощущение нелепости. Необходимо понимать, что "Ле Монд" - старейший французский бренд. Это самая влиятельная французская газета за рубежом. Это последняя газета, которая, как считается, может повлиять на итоги президентских выборов во Франции. То, что ее все-таки продадут российскому бизнесмену, - это невозможно. Почему? Откуда он взялся? К сожалению, во Франции у российских бизнесменов не лучший имидж: при словосочетании "российский бизнесмен" возникают ассоциации с дорогими машинами, кокаином и прочей показухой в Куршевеле или на Лазурном берегу. Миллиардер хочет приобрести себе еще и газету? Зачем?

- Так же думали и о газете "Франс-суар": появился российский бизнесмен, но ему газету ни за что не продадут. Тем не менее, это произошло.

- Да, но "Франс-суар" - это желтая пресса, специализирующаяся на скандалах. По наблюдению многих обозревателей, после продажи газеты Александру Пугачеву тон ее изменился и стал менее враждебным по отношению к действующей французской власти. "Ле Монд" - это издание совершенно другого порядка. Это, если хотите, символ французской республики, и я уверен, что его не отдадут россиянину. Хотя в рыночных условиях возможно все, - сказал Жан-Кристоф Феро.

Тем временем Глеб Фетисов на своем сайте делится планами в случае приобретения "Ле Монд": "Мы видим возможность расширения списка рекламодателей "Ле Монд" за счет интереса российских компаний и, в частности, госкорпораций к привлечению французских инвестиций", - отмечает он.

Представитель Глеба Фетисова Олег Тетерин отказался прокомментировать, какие именно компании и госкорпорации имелись в виду.

Напомним, ранее убыточное французское ежедневное издание "Франс-суар" приобрел сын российского бизнесмена Сергея Пугачева Александр. По словам самого Александра Пугачева, "Франс Суар" в свое время была создана белоэмигрантом Пьером Лазарефф, и потому приобрести ее для россиянина - естественное решение. Однако, по одному из предположений французской прессы, эта покупка могла быть сделана в расчете повлиять на результаты президентских выборов 2012 года, на которых решится, останется ли Николя Саркози на второй срок. У Сергея Пугачева есть бизнес-интересы во Франци и он, по предположениям французской прессы, якобы связан с бизнесменами, которые, в свою очередь, знакомы с действующим президентом Франции Николя Саркози.