Путин и Кавказ

Владимир Путин на конференции

В Пятигорске прошла межрегиональная конференция по проблемам Северного Кавказа, организованная "Единой Россией". Главным событием конференции стало выступление премьер-министра Владимира Путина.

Конференция планировалась давно, и прошла в полном соответствии со статусом организатора и главного докладчика. Из 126 проектов, предложенных посланцами северокавказских республик, конференция определила 7 особо приоритетных и еще 20 – просто приоритетных. Как заявил полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, государство намерено предоставить на 70 процентов гарантии под эти проекты. До конца года предполагается найти источники инвестиций, которыми станут федеральный бюджет и средства частных инвесторов.

Как рассказывает пятигорский журналист, обозреватель "Коммерсанта" Александра Ларинцева, наблюдавшая за мероприятием из Пятигорска, все было в высшей степени помпезно:

- Готовились к этому довольно долго. В Кисловодске, кроме того что обновили дорожную разметку, заварили все канализационные люки. Что же касается всего остального, был оглушительный одобрямс глобальным проектам, которые должны полностью изменить лицо Северного Кавказа. Наверное, некоторые проекты, которые действительно рассчитаны до 2012 года, будут реализовываться или, во всяком случае, будут делаться какие-то движения в сторону их реализации. Возможно, сдвинется проект строительства комбината по переработке газа с Северного Каспия, который планируется в Буденновске. Возможно, сдвинется проект стекольного производства в Дагестане. Эти проекты лоббируются уже не один год.

- То есть они лоббируются дагестанским руководством, скажем, и руководством Ставропольского края. И они, будучи не в состоянии найти инвесторов, привлекают к этому процессу федеральный центр?

- Да. Дело обстоит именно так.

Между тем крупные экономические проекты, наподобие так называемого туристического кластера, были руководством федерального округа анонсированы уже несколько месяцев назад. Руководитель общественной организации "Гражданская инициатива", бывший премьер Южной Осетии Олег Тезиев полагает: то, что нужно делать на Северном Кавказе, можно делать и без столь помпезных форумов.

- Любой проект, который у нас будет раскручиваться, сопровождается такой коррупционной составляющей, что на выходе ничего не получается. Особенно тот, в котором фигурируют запредельные суммы. Скажем, туристический проект в Мамисоне, который был предложен президентом Северной Осетии Теймуразом Мамсуровым, я думаю, пограндиознее, чем Красная Поляна. Но есть нехорошие предчувствия. Кроме того, у нас нет такого большого количества специалистов-строителей. Второй фактор - это отсутствие желающих инвестировать. Иностранные инвестиции нам не снятся. А хватит ли тех инвестиций, тех вложений, которые заготовил федеральный бюджет? Я тоже пока не знаю. И дойдут ли они?

- Но, может быть, и в самом деле только с помощью таких конференций можно привлечь партию и правительство к тому, что не под силу местному руководству: заставить инвесторов обратить внимание на Северный Кавказ?

- Заставить, конечно, можно. Партия и правительство всегда занимались такими вопросами. В итоге мы получили нынешнюю систему. Нужно привлекать. Китайцы, индийцы могут решиться на работу в таких регионах, как наш. Можно привлечь без принуждения. Нужно просто немножко сменить тональность. И делать это не на партийном съезде, а на экономических форумах.

Словом, в революционность новых экономических подходов, провозглашенных на пятигорской конференции, особенно не верит, кажется, никто – кроме воодушевленных возможными финансовыми потоками чиновников. Однако Алексей Малашенко из Центра Карнеги в интервью Радио Свобода говорит, что в подобных форумах есть определенный политический смысл:

- Я думаю, дело в следующем. Хлопонин уже давно возглавляет полпредство федерального округа, а сделано пока немного. Да, он выявил проблемы, поставил вопросы, но это можно было сделать и до него, и, возможно, без него. И все эти визиты - Путина и всех прочих, выступления и разговоры - это некая компенсация. Когда Путин приезжает со своим суровым видом, когда он говорит "Я верю в успех" - это своего рода гарантия того, что успех неизбежен, надо еще потерпеть и так далее.

- Это является одновременно и аппаратной компенсацией, и поддержкой лично Хлопонину?

- Да, и это понятный политический ход. Бросить на Кавказ одного Хлопонина было бы глупо. А здесь видно, что вице-премьер получает серьезную поддержку. Есть, правда, моменты, которые вызывают улыбку. Путин выступает, и корреспондентка задает ему вопрос: "Вы выделяете деньги огромные - это хорошо, но половина будет разворована". Она это говорит в лицо премьер-министру, премьер-министр улыбается, а сказать ничего не может. То, что сказала эта дама - символично.

******

Справка РС: проблемы Северного Кавказа обсуждались также на встрече Владимира Путина с Юнус-Беком Евкуровым. Вот цитата по стенограмме с официального сайта правительства :

В.В.Путин: А вообще, я посмотрел с интересом на предложения религиозных лидеров повысить калым.

Ю.Б.Евкуров: Калым, да.

В.В.Путин: С 12,5 тыс. до 30 тыс. рублей - как было отмечено, в связи инфляцией.

Ю.Б.Евкуров: Инфляцией, да.

В.В.Путин: Обращаю Ваше внимание, что инфляция в Российской Федерации предусматривается на уровне шести с небольшим процентов по году. Так что, если с 12,5 тыс. повышать калым до 30 тыс. - это больше, чем инфляционные ожидания. Не нужно порождать инфляционных ожиданий. А вообще-то, если говорить откровенно, калым - это даже не совсем исламская традиция. С этим еще нужно внимательно разобраться.
...
Ю.Б.Евкуров: Там главное, что мы подняли вопрос кровной мести. Мы с позапрошлого года примирили 150 семей. Была проведена очень большая и кропотливая работа в этом плане.

Сейчас мы ставку подняли до 1 млн рублей, потому что умышленное убийство - это вопросы последствий. Но они совершались. И ставка там была совершенно мизерная - 100 тыс. рублей. Сейчас, когда подняли, люди, конечно, задумываются, прежде чем совершать преступление.

И еще. Когда человек умышленно что-то совершает, семья не ограждает в последующем. То есть это тоже воспитательная практика, профилактика.

В.В.Путин: Лучше, конечно, уходить от всех этих...

Ю.Б.Евкуров: Было бы желательно. Мы обсуждаем, чтобы не противоречить законодательству...

В.В.Путин: Нужно переходить на современное урегулирование отношений и лучше вообще не доводить до совершения правонарушений подобного рода.

Ю.Б.Евкуров: Конечно, мы на этом стоим и хотим, чтобы это все решалось согласно законодательству. Опять же мы понимаем, что на сегодняшний момент мы это не остановим.