Какой суд теперь игнорировать?

Решения Европейского суда по правам человека (на снимке) обязательны к исполнению на территории РФ. Однако на практике решения ЕСПЧ исполняются далеко не всегда

На днях пленум Верховного суда внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. К действующему перечню оснований для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам предполагается добавить решения Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека. Между тем правозащитники обращают внимание на то, что российские власти не выполняют уже вступившие в силу вердикты Страсбургского суда - и приводят в пример дело Дениса Васильева.

Девять лет назад Дениса и его друга Тимура жестоко избили на улице неизвестные. Приехавшие на место происшествия милиционеры приняли потерявших сознание подростков за наркоманов и оттащили тела на помойку. Только утром Денис, наконец, оказался в московской больнице номер 33, где ему больше суток не оказывали никакой помощи, пока его не разыскала мать и юношу не удалось перевести в госпиталь имени Бурденко (Денис - сын Героя России подполковника Владимира Васильева, погибшего в Чечне).

У Дениса Васильева был перелом позвоночника, закрытая черепно-мозговая травма и нарастающий отек мозга. Кроме того, Денис заразился гепатитом, перенес менингит и дважды пережил клиническую смерть.

Матери Дениса Марине Кондратьевой удалось добиться возбуждения нескольких уголовных дел против сотрудников милиции и врачей, не выполнивших свой профессиональный долг. Однако дела были развалены: удивительным образом терялись документы и исчезали свидетели. Но борьба продолжалась.

– Достаточно длительный период времени при возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции и врачей ко мне применялись меры психологического воздействия, определенного давления, – говорит Марина Кондратьева. – Мне, безусловно, помогали и правозащитные движения – "За права человека", "Право матери", "Лига защитников пациентов" и адвокат Каринна Москаленко. Мне посчастливилось сотрудничать с Анной Степановной Политковской, которая посвятила нашим проблемам несколько публикаций. Ее публикации, я так полагаю, помогли даже сохранить наши жизни. Допустим, ко мне домой пришел старший следователь прокуратуры Восточного округа – с понятыми и милицией – для изъятия медицинских документов. А перед этим следствие округа изъяло медицинские документы с данными о наркозах, о 13-ти операциях на головном мозге – и потеряло их. Доказательную базу по трем уголовным делам – по фактам должностных преступлений – следствие безнаказанно утратило; и тут же пришли ко мне фактически с обыском.

В апреле 2006 года дело "Денис Васильев против Российской Федерации" было принято к рассмотрению Европейским судом по правам человека. 17 декабря 2009 года ЕСПЧ вынес решение, по которому Российская Федерация обязана возместить Денису Васильеву причинение тяжкого вреда его здоровью – по причине, в том числе, "неэффективного государственного расследования". Но решение Страсбургского суда не исполняется. Пока что правит бал чиновничья "круговая порука", считает Марина Кондратьева.

В деле Дениса Васильева сошлись многие болезненные проблемы современной России, считает юрист движения "За права человека" Татьяна Волкова:

– Здесь ясно видно общее пренебрежение жизнью и судьбой человека на уровне любых государственных структур. Все равно, кто это – чиновники от медицины или чиновники МВД. То, что описано у Солженицына – "умри ты сегодня, а я завтра" – сегодня является принципом существования государства. Каждый чиновник, занимающий какое-либо положение, живет по этому принципу, который пришел из ГУЛАГа и укоренился повсеместно, во всех сферах жизни. Мы можем сколько угодно говорить про инновации, про модернизацию, про что угодно – но цена человека и человеческой жизни такова, как видно в этом деле.

Марина Кондратьева и ее сын готовят новые обращения в Европейский суд по правам человека. Речь в них будет идти о нежелании властей выполнять решения как международных, так и российских судов.