Член МХГ Валерий Борщев – о совете правозащитников

Валерий Борщев

Ведущие российские правозащитники решили создать специальный совет. Его учредителями совета стали, в частности, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев и другие.

Сообщается, что правозащитный совет не будет регистрироваться как юридическое лицо, а будет действовать в качестве постоянного круглого стола для выработки единой позиции по наиболее острым вопросам. О будущем совете говорит правозащитник, член Московской Хельсинской группы Валерий Борщев:

– Создание совета правозащитников обусловлено тем, что в нынешних условиях, достаточно острых по отношению к власти и обществу, необходима консолидация правозащитных сил. Существуют правозащитные движения достаточно серьезные и в столице, и в регионах, а вот консолидация, выработка совместных действий, выработка позиций в отношениях с властью и ведение диалога с властью – это и есть задача совета правозащитников. Мы будем проводить круглые столы, мы будем вырабатывать стратегию деятельности правозащитного движения. Для нас идеал – тот круглый стол КОС-КОР, который был в свое время создан в Польше, когда польские правозащитники объединились с профсоюзным движением, которое было не политическим, а чисто экономическим. В итоге они вышли на диалог с властью. Понятно, что до идеала далеко, но пока мы намерены проводить именно такую политику.
В нынешних условиях, достаточно острых по отношению к власти и обществу, необходима консолидация правозащитных сил


Совет правозащитников невелик по своему составу. Туда вошли известные правозащитники – Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина и другие. Все, кто входит в совет, имеют связь с региональным правозащитным движением, они ведут определенное направление в правозащитном движении. Такая консолидация сил, нам кажется, поможет в защите демократических ценностей, в защите прав человека в стране.

– Поиск компромисса с властью, поиск диалога с властью не означает ли некой уступки?

– Нет, конечно, потому что я же не случайно упомянул польский опыт. Они именно так и действовали: после заявления жесткой позиции они сели за круглый стол с представителями власти и стали вырабатывать совместную позицию. Другого пути нет. Во всяком случае, польский опыт достаточно успешен. Поэтому ни о какой капитуляции речи быть не может. Диалог все равно происходит.

Когда мы добивались манифестаций 31-го числа на Триумфальной площади, мы же вначале собирались – Общественный совет, куда входят многие правозащитники, вместе с милицией, вели довольно жесткий диалог и кое о чем договорились. Во всяком случае, договорились до такой важной вещи, что милиция не будет брать только за то, что на груди у участников манифестации значок "31". Хотя вначале генералы говорили: "Да, это выражение идеологии, да, это оппозиция, да, это агитация. Мы будем брать". И, как известно, 31 июля все-таки были не такие жесткие действия, как 31 мая.