Не оставляйте Россию в покое!

Грузия – совсем не лишняя страна для северокавказцев с учетом разнообразных связей и взаимного притяжения по исторически сложившимся векторам

ПРАГА---Решение о безвизовом режиме въезда в Грузию для жителей Северного Кавказа – вещь в высшей степени позитивная и полезная, если оценивать ее с точки зрения практических результатов. Грузия – совсем не лишняя страна для северокавказцев с учетом разнообразных связей и взаимного притяжения по исторически сложившимся векторам. Более всего от нового порядка выигрывают северные осетины, которые смогут навещать оставшихся в Грузии многочисленных родственников.


В последние годы эти контакты были предельно затруднены, поскольку путь до Грузии обходился слишком дорого для жителей Северного Кавказа. Стоимость дороги до Москвы, где в швейцарском посольстве только и можно было получить визу, транзитные билеты через соседние страны. Далеко не всякий человек, который хотел увидеть пожилых родителей оставшихся в Грузии или присутствовать на похоронах близкого родственника, мог собрать необходимые для поездки средства. Но и за пределами Осетии (это то, чего абсолютно не понимают в Москве) к Грузии относятся, как к близкому родственнику.

Вовсе не выветрилась память о тех временах - до и послереволюционных, - когда Тифлис (Тбилиси) был культурной столицей всего кавказского мира. Там блистала кавказская знать во времена Российской Империи, именно через Тифлис Россия была связана с Северным Кавказом культурно, а, скажем, через находящийся много ближе Пятигорск проходили линии военной экспансии. Традиция продолжилась и в советский период. Более престижным и качественным считалось образование, полученное именно в Тбилиси, там же предпочитали лечиться, оттуда приходила информация о последних культурных событиях и новостях моды. Мой приятель из Владикавказа говорил мне, что о существовании «Битлз» он узнал именно в Тбилиси.

Так что открывающаяся заново Грузия – это не просто механическое расширение мира. Это - в первую очередь, новые возможности в обустройстве жизни, восстановление прерванных родственных и дружеских связей, и, наконец, - маленькие-большие радости грузинского застолья.

Понятно, что само решение отталкивается от идеи Единого Кавказа, которая в нынешней грузинской интерпретации кажется поверхностной и нереализуемой, поскольку исходит из желания создать некий общекавказский фронт антироссийских сил. В Тбилиси плохо понимают, что эти силы никак не связаны с демократическим проектом. Их идеология - либо крайний национализм, либо ислам джихадистского толка. Радикальные северокавказские движения в гипотетической перспективе способны обратить регион в пространство войны всех со всеми, что, в первую очередь, обернется катастрофой для самой Грузии, поскольку такая война очень легко перешагнет и ее границы. Но именно легкомыслие в данном случае и явилось источником верного и в высшей степени полезного и гуманного решения.

Никто в Тбилиси, похоже, и не пытался сколько-нибудь всерьез задуматься над проектом Единого Кавказа, собрать модель его реализации, ужаснуться последствиям. К затее отнеслись, как водится, просто и весело, сочтя ее прекрасным способом в очередной раз щелкнуть по носу Москву, опрокинув ее в состояние неконтролируемого бешенства. А чтобы продлить приступ, за объявленной программой объединения Кавказа под антироссийскими знаменами последовало практическое решение, цель которого – доказать Москве серьезность намерений Тбилиси. Итог нехитрой политической комбинации – развязанные узлы человеческих драм и трагедий, возвращение старого друга в семью северокавказских народов. И пока в Тбилиси прыскают в кулак «дескать, как мы их!», а в Москве заходятся от гнева, северокавказские люди начали потихоньку двигаться в сторону границы, чтобы попасть в соседнее и такое родное государство.

Мне кажется, что Михаилу Саакашвили не следует останавливаться на достигнутом. Грузия сегодня крайне интересна всей России как страна, осуществившая уникальные для постсоветского пространства реформы. Ищущие лучшей доли, не смирившиеся, желающие перемен россияне с удовольствием отправились бы изучить успешный грузинский опыт. И было бы неплохо пойти навстречу этим настроениям, объявив из Тбилиси все население Российской Федерации жителями Северного Кавказа.