Вместо объединения – переименование

Но что резко возросло, так это количество общественных организаций, объединяющих русское, а также вообще славянское население Абхазии

СУХУМИ---По итогам последних переписей населения – 1989 и 2003 годов – русское население Абхазии за 14 лет Смутного времени (войны и других катаклизмов) уменьшилось с 75 тысяч до 23,5 тысячи человек, т. е. более чем в три раза. Снизилась и его доля в общей численности населения в республике – с 14 до 11 процентов.

Но что резко возросло, так это количество общественных организаций, объединяющих русское, а также вообще славянское население Абхазии. Несколько лет назад на различных собраниях, в средствах массовой информации не раз звучали голоса, что это непорядок, даже безобразие, и надо объединиться в одну организацию. Но призывы эти так и остались призывами по простой причине: многие из призывавших подразумевали под объединением, как водится, объединение вокруг себя или вокруг «своего» лидера. И хотя пару лет назад власти республики «назначили» (во всяком случае, говорят, хотели этого) руководителем всей русской общины вице-премьера Кабинета министров РА Александра Страничкина: он стал председателем Ассоциации русских общин Абхазии, – это вовсе не объединило и не примирило «конкурирующие фирмы». Как, скажем, стал бы подчиняться Страничкину, которого на дух не переносит, его бывший коллега по работе в Парламенте РА Геннадий Никитченко, который много лет возглавляет Конгресс русских общин Абхазии?

На днях в Сухуме прошло заседание республиканского совета Союза соотечественников России в Абхазии. Выступивший на нем с докладом председатель совета Леонид Заводчиков, в частности, сказал, коснувшись темы консолидации национальных общин, что не стоит, по его мнению, загонять их в одну организацию, если они и так чувствуют себя довольно неплохо. Вместе с тем Леонид Заводчиков предложил переименовать возглавляемую им организацию в Русскую диаспору Абхазии, что было единогласно поддержано. Заместителем председателя совета избрали Анатолия Зайцева. В чем глубинный смысл переименования организации, я, по правде сказать, не знаю. Может быть, в том, что новая аббревиатура – РДА – звучит более благозвучно, чем старая – ССРА…

То, что в посттоталитарных условиях дробление организаций происходит чаще и легче, чем объединение, подтверждают и события в греческой общине Абхазии. Когда с полгода назад я побывал на собрании общества «Диоскуриада», где разгорелись нешуточные споры между двумя группировками, высказал там в кулуарах опасение, что дело закончится расколом членов общества на две организации. «Никогда!» – дружно уверяли меня представители обеих группировок, явно рассчитывая на «свою победу». Но недавно сперва одна из них, потом другая провели свои отдельные собрания, в итоге в Абхазии возникли две греческие организации.

А вот с лидерами армянской общины, гораздо более многочисленной, власти республики смогли индивидуально поработать таким образом, что они отказались от своих амбиций и сняли на съезде общины свои кандидатуры, выдвинутые на пост председателя, в пользу рекомендованного властью.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия