Политолог Дмитрий Абзалов – о газопроводе "Южный поток"

Газ пока – едва ли не главный козырь в большой европейской игре

13 ноября начинается визит российского премьер-министра Владимира Путина в Болгарию, в ходе которого могут быть достигнуты договоренности о совместном энергетическом предприятии для строительства газопровода "Южный поток". Это российско-итальяно-французский проект. Предполагается, что газовая труба пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее две его ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Планируемая мощность "Южного потока" – 63 млрд. кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта – 8,6 млрд. евро.

Болгария долгое время не соглашалась на участие в проекте. Об энергетическом сотрудничестве России и Болгарии и о проекте "Южный поток" рассказывает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:

– Болгария является ключевым звеном этого проекта, потому что именно через нее будет происходить вхождение подводной части "Южного потока" в Восточную Европу. Долгое время достаточно сложные отношения с Болгарией и неопределенность правоцентристского правительства Бойко Борисова не позволяла начать процесс по подготовке технико-экономического обоснования проекта. В случае, если соглашение будет подписано, Москва получит определенные средства на строительство "Южного потока".

– Какова сейчас политическая обстановка в Болгарии? Как складываются отношения болгарских и российских властей? Какова вероятность того, что документы по "Южному потоку" будут подписаны?
Создание альтернативных каналов, доставка энергоносителей непосредственно в Восточную Европу и далее серьезно снизит политические и экономические риски, связанные с позицией транзитных государств

– Прежде всего, стоит отметить, что Бойко Борисов пришел в парламент и, соответственно, в правительство, во многом на поддержке консервативных кругов националистического толка. И напрямую поддерживать энергетические проекты РФ Бойко Борисов не мог. Напомню, всего их было три – это "Южный поток", нефтепровод Бургас – Александрополис и АЭС в Белене. Вопрос строительства нефтепровода и АЭС серьезно подвис, а "Южный поток" стал активно педалировать "Газпром". В свое время газовая монополия активизировала переговоры с Румынией. Румыния – альтернатива для входа в Восточную Европу. После чего Болгария приняла принципиальное решение по вхождению в проект.

– Как вы думаете, будут ли происходить какие-то торги при переговорах по "Южному потоку"?

– Во-первых, они уже были – и еще будут происходить. Речь, в основном, будет идти об условиях строительства национальной части "Южного потока" в Болгарии. Плюс ко всему мы будем заниматься вопросами о стоимости голубого топлива. Скорее всего, последний вопрос – на достаточно долгую перспективу. Более того, здесь Болгария постарается серьезно усилить свои позиции в ближайшие два месяца.

– А кто, кроме России и Болгарии, получает выгоду от строительства "Южного потока"?

– Строительство "Южного потока" выгодно прежде всего итальянской ENI, которая является также соорганизатором проекта и акционерам оператора. Плюс ко всему в проект собиралась входить французская EDF, которая считает себя достаточно близкой президенту Франции Николя Саркози. Поэтому интерес есть и у итальянцев, и у французов. Ко всему в целом создание альтернативного канала может быть интересно Австрии, потому что на ее базе будут созданы газораспределительные центры, которые могут стать очень серьезным аргументом. Против определенное время выступала Еврокомиссия и основные инициаторы альтернативного проекта "Набукко" – австрийская OLV и венгерская МОL. Но в последнее время функцию основного лоббиста стратегической инициативы взяла на себя турецкая государственная компания. Поэтому в целом это окажется очень серьезным ударом, прежде всего, по проекту "Набукко" – ведь он до сих пор не получил сырьевых контрактов, гарантий поставок. Поэтому есть вероятность, что до конца года он не получит поддержку в Еврокомиссии. А в этом случае средства финансирования проекта и, соответственно, его строительство могут оказаться под вопросом.

– Существуют какие-то предварительные наметки, как будет реализовываться строительство "Южного потока"? Какие существуют сроки? Какую выгоду получает Россия?

– Пока что готовится ТЭО проекта. "Южный поток" будет проходить по территории РФ, по морской части идти через территориальные воды Турции, которая должна предоставить разрешительную документацию. В дальнейшем он будет входить в Болгарию, и дальше есть различные схемы, но пока что приоритеты таковы. Одна пойдет на север в район Австрии, Северной Италии, а другая, с большой долей вероятности, – через Грецию в южную Италию. Речь идет о строительстве, помимо непосредственно магистрального газопровода, также газораспределительной сети, которая позволит продавать газ разным странам. Пока что дистрибьюцией газа в странах Восточной Европы будет заниматься "Газпром" и ENI. Сроки строительства достаточно условные, так как не готово ТЭО. Стоимость проекта также достаточно условна.

Что касается позиции РФ. Это позволит серьезно укрепить переговорные позиции со странами-транзитерами, прежде всего, с Украиной. Более 80% российского газа идет именно через эту страну. Создание альтернативных каналов, доставка энергоносителей непосредственно в Восточную Европу и далее серьезно снизит политические и экономические риски, связанные с позицией транзитных государств. Плюс ко всему это позволит существенно увеличить долю "Газпрома" в распределении. Потому что, как известно, до последнего времени газовая монополия была слабо представлена на европейском рынке. А строительство "Южного потока" позволит выйти на стратегический регион.