Автозаводы в битве за сталь

Автопроизводители предупреждают правительство: рост цен на металлопрокат приведет к подорожанию российских автомобилей

Автопроизводители предупреждают правительство: рост цен на металлопрокат приведет к подорожанию российских автомобилей

Российские автопроизводители, недовольные предстоящим ростом цен на стальной автомобильный лист, вновь призывают власти страны вмешаться в ситуацию и ограничить запросы металлургов. Чем может закончиться этот отраслевой конфликт, третий за последние два года?

Металлургические комбинаты России с начала 2011 года намерены увеличить на 40 процентов цены на металлопрокат, в частности, на стальной автомобильный лист, отгружаемый российским автозаводам. О том, что такие коммерческие предложения заводы уже получили, говорится в письме Объединения автопроизводителей России на имя министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Автопроизводители просят его для урегулирования "конфликтной ситуации" провести с металлургами "согласительное совещание". Об этом сообщает газета "Коммерсант".

Среди недовольных – исключительно российские производства, поскольку иностранные компании, работающие в стране, российским прокатом пока не пользуются. Как пояснил Радио Свобода старший аналитик по автопромышленности инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Андрей Рожков, его потребители – прежде всего, "АвтоВАЗ", группа "ГАЗ" и "КАМАЗ", производящий грузовики.

– Но в будущем зарубежные производители, естественно, также перейдут на российский автомобильный лист – по мере того, как стандарты российских производителей листа будут повышены и он будут удовлетворять потребностям зарубежных автопроизводителей, – говорит Андрей Рожков.

К разбирательствам с металлургами ведущие российские автозаводы уже подключили Федеральную антимонопольную службу – в ноябре, как напоминает "Коммерсант", жалобы на рост цен ее чиновникам направили "АвтоВАЗ" и "Соллерс". Однако помощи оттуда, по мнению экспертов, им ждать не стоит, так как ни один из производителей металлопроката не занимает в стране монопольного положения. Это подтверждает и аналитик по металлургии инвестиционной компании UniCredit Securities Марат Габитов.

– В России рынок разбит довольно просто, но соотношение меняется. Бывает, что 75 процентов – у ММК (Магнитогорский металлургический комбинат. – РС), 25 процентов – у "Северстали ", но в некоторых кварталах года бывает и 50 на 50. Основной поставщик – это ММК, Новолипецкий металлургический комбинат в какой-то момент с этого рынка ушел, – рассказывает Марат Габитов.

Таким образом, чтобы разрешить новый конфликт металлургов и автопроизводителей, необходимо проаналировать, насколько экономически обосновано заявленное повышение цен на металлопрокат. Однако здесь у экспертов однозначного ответа пока не существует. Андрей Рожков из "Метрополя" предполагает:

– По всей видимости, за повышением стоимости автолиста на 40 процентов стоит конъюнктура мировых рынков, где аналогичная продукция дорожает. Российские же производители автомобильного листа просто подтягивают цену за уровнем мирового рынка.

Более осторожен в своих оценках аналитик UniCredit Securities Марат Габитов. Однако он также не исключает, что рост цен на металлопрокат внутри страны просто компенсирует подорожание стали в мире, случившееся еще в начале нынешнего года:

– На мировом рынке такой динамики в последнее время не было. Но, с другой стороны, я не совсем уверен, что текущая цена на российский автолист соответствует мировой цене. Возможно, такое желание повысить цену связано как раз с тем, что она может несколько отставать. Возможно, производители автолиста еще и пытаются учесть некоторое повышение цен на сталь в первом квартале года…

Эксперты сейчас затрудняются прогнозировать, чем закончится новый конфликт российских металлургов и автопроизводителей. Предыдущие два разбирательства, инициированные автозаводами в августе 2008 и летом 2009 года, завершились не в их пользу. На этот раз, как считает аналитик "Метрополя" Андрей Рожков, все может случиться иначе:

– Сейчас у российских автопроизводителей, на мой взгляд, более сильные лоббистские позиции. Отрасль в целом реструктурируется, производители пытаются изменить модельный ряд, сделать его более конкурентным по сравнению с зарубежными аналогами. Естественно, в такой ситуации они несут большие капитальные расходы. В этом случае роль правительства – поддержать российских автопроизводителей, чтобы намеченные изменения привели к положительному результату. Для этого российское правительство может встать на сторону автопроизводителей в их конфликте с металлургами. Оно скорее будет склонять производителей стального листа к созданию более выгодных условий для автопроизводителей, чтобы они не препятствовали последним делать свою продукцию более конкурентоспособной, – рассуждает Андрей Рожков.

Марат Габитов из компании UniCredit Securities – против вмешательства государства в спор двух отраслей национальной промышленности. Однако он признает, что в российских условиях рыночные механизмы урегулирования конфликта могут и не сработать:

– На мой взгляд, российский автопром вообще мало имеет отношения к рынку, поскольку всячески поддерживается нерыночными механизмами. Но в целом, конечно, динамика цен должна соответствовать глобальным тенденциям. Поэтому я думаю, что искусственное вмешательство в этот процесс ни к чему хорошему не приведет…

Если же российские автопроизводители в конфликте с металлургами вновь потерпят поражение, то, безусловно, повышение цен на металлопрокат приведет к подорожанию и их продукции. Насколько значительным оно может быть?

– Учитывая, что в себестоимости автомобиля издержки на автолист составляют от 20 до 40 процентов, можно предполагать, что конечная стоимость автомобилей будет повышена примерно на 3-7 процентов. Причем в большей степени подорожают автобусы и грузовики, а в меньшей – легковые автомобили, где доля автолиста в себестоимости меньше, чем у грузовиков и автобусов, – прогнозирует аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Андрей Рожков.

Пока, как пишет газета "Коммерсант" письмо Виктору Христенко не отправлено. Сообщается, что это произойдет после того, как его текст согласуют все автозаводы, входящие в Объединение автопроизводителей России.