Правозащитникам и активистам оппозиции во главе с председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой удалось согласовать с властями Москвы проведение 31 декабря митинга на Триумфальной площади. Людмила Алексеева и ее недавний соратник по движению "Стратегия-31" Эдуард Лимонов по-разному оценивают это событие.
Организаторы акции в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний, согласились с предложением столичной мэрии сократить число участников митинга до тысячи человек. Таким образом, это будет второй санкционированный митинг в защиту 31 статьи Конституции. Значит ли это, что оппозиции удалось изменить отношение властей к массовым акциям? На этот вопрос Радио Свобода ответила Людмила Алексеева:
– Да, и я полагаю, что это объясняется стойкостью граждан, которые больше чем год отстаивали свое право на митинги в защиту 31-ой статьи Конституции.
– Как вы думаете, в этот раз будет так же много милиции, как обычно?
– Думаю, что да. Хотя прошлый митинг в защиту свободы собраний прошел очень спокойно, события на Манеже, у Киевского вокзала и в Останкино милицию напрягли. Но я надеюсь, что это силовые структуры уже убедились: наши митинги проходят организованно и спокойно, и люди сюда приходят вменяемые.
– Эдуард Лимонов, когда вы впервые согласовали митинг с мэрией, сказал, что акция теряет смысл, когда её разрешают. Вы с этим согласны?
– Это очень странное утверждение, потому что больше года мы добивались именно согласования, спокойного проведения митинга. Если для Лимонова вся жизнь есть борьба и драки с милицией, то для меня очень важна защита 31-ой статьи Конституции. И это ни в коем случае не потеряло смысл, потому что остались проблемы. Например, нам не нравится, что на митинге участников отгораживают железными барьерами от остальных граждан. Нам не нравится, что много милиции, потому что для того, чтобы пресечь провокации, много стражей порядка не нужно. И, самое главное, нам не нравится, что, кроме этого митинга, очень многие акции по-прежнему не разрешают и по-прежнему используют ОМОН и милицию против граждан, которые ведут себя совершенно мирно. Мы ведь не только для себя свободы собраний добиваемся, мы защищаем 31-ю статью Конституции для всех граждан, – заключила Людмила Алексеева.
Еще одну заявку на проведение акции 31 декабря подали в мэрию оппозиционные политики во главе с Эдуардом Лимоновым. Она пока не согласована. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал сам Эдуард Лимонов, возглавляющий оппозиционное движение "Другая Россия":
– Мы – Владимир Буковский, Константин Косякин и я – подавали заявку и получили ответ: нам предложили митинг 31-го декабря с 10 до 11 утра количеством не выше тысячи человек. Нас это не устраивает, поскольку наши граждане, участники "Стратегии-31", могут собраться к 18 часам. К тому же мы подавали заявку на 2,5 тысячи (хотя, на самом деле, указывать численность закон не обязывает), а нам ее сокращают до тысячи человек. Для нас это разрешение неприемлемо.
– Что вы намерены делать дальше?
– Как всегда, выйти. Поскольку считаем, что Конституция не нуждается ни в каких согласованиях. Она принята на референдуме в 1993 году большинством населения России. А власть сама себе присвоила право разрешать, не разрешать, согласовывать. Плюс к тому – власть в данном случае поощряет группу Алексеевой в ущерб нам.
– Складывается впечатление, что оппозиция все-таки сумела несколько изменить отношение власти к массовым акциям. Вы согласны?
– Мы полтора года добивались этого, я – в первую очередь. Я вышел на первый митинг "Стратегии-31" 31 января 2009 года, когда никакими правозащитниками еще в воздухе и не пахло. К сожалению, наши союзники струхнули и сдали движение перед самой победой. Была бы полная победа, я уверен. Не надо было бы согласовывать, и ходили бы мы на Триумфальную в любом количестве, если бы не эти робкие души, испугавшиеся давления власти.