Обозреватель РС Виталий Портников – о ситуации в Белоруссии

Виталий Портников

В конце минувшей недели Александр Лукашенко был официально объявлен победителем президентских выборов в Белоруссии. Как будто бы многолетний руководитель этой страны может торжествовать: официально за него вновь высказалось около 80% избирателей. Оппозиционные кандидаты на пост президента находятся в следственном изоляторе и никак не могут повлиять на политические процессы в стране. Те, кого не арестовали, говорят лишь о судьбах арестованных, а отнюдь не о политических и экономических преобразованиях, которые так необходимы деградирующей экономике Белоруссии. Сам Лукашенко выглядит уверенным в себе хозяином, который на пресс-конференции сообщает журналистам, что его политические противники, те, кто призывал белорусский народ говорить правду, находятся в следственном изоляторе.

Однако это пиррова победа Александра Лукашенко – победа, которая, так или иначе, приведет к краху созданного им режима. До этой победы можно было считать, что президент Белоруссии – опытный политический деятель, который, несмотря на свои авторитарные тенденции способен к маневрированию между Россией и Западом, и такое маневрирование действительно происходило. Однако страх перед белорусским народом практически уничтожил все политические инстинкты Лукашенко. Когда он увидел людей, которые идут к правительственным резиденциям, сработало только одно желание: разогнать, избить, посадить. И теперь человек с такой репутацией, человек, которому могут вспомнить и исчезновение политических противников, и стремление удерживать власть с помощью референдумов, изменяющих законы так, как это нравится правящей камарилье, – такой человек не может уже маневрировать.
Долговременное пребывание у власти даже харизматичной и самоуверенной фигуры, которая не имеет никаких альтернатив в политическом классе, приводит к деградации и этого политического класса, и общества, и экономики, и государственного развития

Александр Лукашенко, по большому счету, теперь зависит только от России, от того, согласится ли Москва и дальше дотировать экономику республики Беларусь или же подумает о том, что такие дотации возможны только в том случае, если у власти в Минске будет другой, более удобный человек.

Да, до последнего времени никаких возможностей сместить белорусского лидера ни у российского руководства, ни у оппозиции не было. Однако, опять-таки, мы имели дело с маневрировавшим Лукашенко. А теперь Лукашенко так или иначе зависит от московской помощи, и белорусская правящая элита тоже понимает, что возможность маневра для ее политического лидера уменьшилась до размеров щели, и что единственное, что может сделать Александр Лукашенко, – это выпрашивать у Москвы новые и новые субвенции. В то время как Россия не скрывает своей не очень большой симпатии к белорусскому президенту и позволяет даже государственным каналам телевидения показывать то, что происходит в Белоруссии на самом деле.

Конечно, никто не может сказать, когда завершится время правления Александра Лукашенко и при каких обстоятельствах оно завершится. Будет ли это новое народное выступление, которое уже не смогут разогнать силовые структуры, или сами силовые структуры, или ближайшие соратники Александра Лукашенко сделают что-то, что поможет ему принять единственно правильное решение об уходе с президентского поста, – но ясно, что мы имеем дело с разлагающимся режимом.

И это очень важный урок для всего постсоветского пространства. Долговременное пребывание у власти даже харизматичной и самоуверенной фигуры, которая не имеет никаких альтернатив в политическом классе, приводит к деградации и этого политического класса, и общества, и экономики, и государственного развития. Беларусь находится именно в такой стадии. И сейчас ее дальнейшая судьба зависит уже не от Александра Лукашенко, сколько бы он не выигрывал президентские выборы. Она зависит от политической элиты, которая понимает, что ей с Лукашенко уже не по пути. Она зависит от белорусского народа, который оказался в тупике государственного и национального развития. Она зависит от тех людей за границей и в Белоруссии, которые понимают, насколько страшно жить в стране, лишенной перспектив.