Убеждения дороже 15 суток

Будут или не будут арестовывать? Пикетчики, выходящие в поддержку отбывающих административный арест лидеров оппозиции, до сих пор не могут понять логику милиции

Уже пятый день в Москве политики и правозащитники проводят пикеты с требованием освободить арестованных лидеров оппозиции. Участников пикетов прежде всего возмущает то, что люди были задержаны на согласованном с властями митинге 31 декабря в защиту 31-й статьи конституции, гарантирующей свободу собраний. Многим из тех, кого предновогодним вечером задержали на Триумфальной площади в центре столицы, приговорили затем к административному аресту за неповиновение милиции. Им предстоит оставаться в неволе еще больше недели.

Одиночные пикеты за освобождение Бориса Немцова, Ильи Яшина, Константина Косякина, Эдуарда Лимонова и других оппозиционеров их сторонники начали проводить с 3 января – когда стало известно, куда по решению суда были доставлены участники акции "Стратегия-31". Почти каждый день милиция задерживает пикетчиков в разных частях города: у мэрии, у здания администрации президента России и у приемника-распределителя на Симферопольском бульваре, где содержатся Косякин, Немцов, Лимонов и другие. 6 января, как сообщили в Управлении информации и общественных связей столичного ГУВД, за попытку провести несанкционированный пикет на Красной площади были задержаны трое; еще 24 человека, мешавшие движению транспорта, были задержаны на Симферопольском бульваре. В милиции отметили, что в отношении каждого нарушителя были составлены протоколы.

7 января оппозиционеры вновь провели одиночные пикеты в Москве. В полдень акция протеста прошла у здания мэрии Москвы, чуть позже – на Симферопольском бульваре. По словам участника пикета, члена движения "Солидарность" Михаила Шнейдера 7 января обошлось без задержаний.

– Логика милиции мне непонятна, - говорит Михаил Шнейдер. - Это какой-то хаотичный способ принятия решений. Я не понимаю, почему это происходит. То у них одна команда идет, то другая команда. Позавчера на Тверской нас не задерживали, полковник Евтиков замечательно себя вел, блестяще; я просто хотел бы ему выразить, если можно, благодарность от всех. То есть день на день не приходится. Я был уверен, что сегодня будут задерживать людей. Однако – нет, все прошло мирно, спокойно.

– Как в дальнейшем вы будете проводить пикеты?


– Ежедневно до 15-го числа, пока не закончится срок административного ареста у Немцова, Лимонова, Косякина и так далее…

Параллельно с оппозиционерами, свои одиночные пикеты проводят и активисты прокремлевского движения "Наши". Координатор движения "Левый фронт" Сергей Удальцов называет их провокаторами.

– Опять есть провокаторы из прокремлевских движений, но сегодня милиция нас как бы развела в разные стороны. Мы этому не препятствовали. То есть наш одиночный пикет стоит в одном месте, а на приличном расстоянии стоят вот эти представители движения "Наши" со своими плакатами, тоже одиночный пикет. Если мы требуем освободить арестованных, прекратить это репрессивное давление на оппозицию, то прокремлевские движения стоят с плакатами, что все это организовал Госдепартамент, что все сидят правильно и должны сидеть дальше.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин считает, что власть неадекватно реагирует на поведение оппозиционеров, пытаясь их запугать репрессивными мерами.

– Власть просто не очень хорошо понимает, что делать. Она вот таким образом демонстрирует как бы суровость. Но даже формально, находясь в рамках закона, она не может, как белорусы, дать за нарушения, которые инкриминируют тому же Немцову или Яшину, больше пяти или, может быть, 15 суток административного ареста. Не могут же их в Сибирь сослать. Хотя, в принципе, мы к этому постепенно идем: все больше и больше народу начинает презирать эту власть. Тех, кто выступает в защиту Немцова и прочих неправильно и неправедно осужденных, я об этом уверенно говорю, потому что я был на этом митинге, наблюдал, как все это происходило, – не выслушивают в суде. Им не позволяют высказывать свою точку зрения в серьезных, крупных средствах массовой информации. Им не позволяют выразить свою точку зрения на выборах, потому что голоса считают опять же известно как. Что им остается делать? Они вынуждены защищать своих друзей, попавших в такую ситуацию, иначе это смотрелось бы как преступление или отступление. Это люди, которые могут отстаивать свои позиции. Ходорковский сформулировал: "мои убеждения дороже моей жизни". В данном случае убеждения дороже, во всяком случае, чем 15 суток.

* * *
Напомним, что 31 декабря во время акции коалиции "Стратегия-31" в защиту права на свободу митингов и демонстраций в городские отделения милиции были доставлены лидеры движения "Солидарность" Борис Немцов и Илья Яшин, глава незарегистрированной партии "Другая Россия" Эдуард Лимонов, координатор движения "Левый фронт" Константин Косякин и еще несколько человек. Почти все они, за исключением Ильи Яшина, получили по 15 суток ареста за неповиновение милиции. Яшин, отсидев пять суток в СИЗО, уже вышел на свободу.