Дело «Грузия против России №1»

Власти Грузии обратились с иском в секретариат суда 26 марта 2007 года

ТБИЛИСИ---Cегодня продолжилось рассмотрение иска Грузии против России в Европейском суде в Страсбурге. Дело касается массовой депортации грузин из РФ в 2006-2007 годах. Власти Грузии обратились с иском в секретариат суда 26 марта 2007 года. К устному рассмотрению дела Страсбургский суд приступил накануне, сегодня допрашивались грузинские свидетели.

Речь идет о первом межгосударственном иске, который отразился и в названии дела, рассматриваемого Страсбургским судом: «Грузия против России №1». Поводом к подаче иска стала массовая депортация грузин из Российской Федерации в 2006 году.

Грузия требует от Европейского суда признания факта нарушения со стороны России целого ряда статей Евроконвенции и выплаты компенсации, сумма которой пока не определена.

Представитель грузинской власти в Страсбургском суде Леван Месхорадзе заявил грузинским СМИ, что суд допрашивает 7 грузинских свидетелей:

«Осталось допросить только троих, тем самым завершится первый раунд процесса. Завтра уже начнется допрос российских свидетелей. У нас много вопросов к ним, потому что это люди, которые непосредственно участвовали в событиях осени 2006 года».

Среди свидетелей, которых сегодня допросил суд, был и представитель МИД Зураб Патаридзе, который на тот период был консулом Грузии в России. Показания дадут еще семь представителей российской стороны, независимые эксперты, депутат ПАСЕ Матиас Йорш, который был докладчиком СЕ по Грузии в 2006 году, и Народный защитник Грузии Георгий Тугуши. Эксперты обращают внимание на то, что из-за важности дела иск рассматривает Большая палата, насчитывающая в своем составе 17 судей.

Ожидается, что слушания продлятся пять дней. «Аргументы у грузинской стороны очень весомые», - говорит эксперт Евросовета по правам человека и бывший сотрудник Страсбургского суда Лаша Челидзе.

Однако он затрудняется сказать, сколько времени понадобится на вынесение окончательного решения:

«С прошлого года действует новый протокол, который способствует ускорению вынесения приговора судом. Но все равно, нужен какой-то период, и в течение одного-двух месяцев ответа ждать не стоит».

В Грузии еще не забыли, как тогда сотни людей транспортировали из России в Грузию грузовыми самолетами МЧС, так называемыми «скотовозами». Только в декабре того года в спецприёмниках Петербурга и Москвы скончались два гражданина Грузии, один погиб в центре временного содержания в Саратовской области.

Задержанные в России грузины содержались в изоляторах в плохих условиях, а те, которые находились на свободе, боялись выходить на улицу.

«Мы в доме не зажигали свет. Боялись, что какой-нибудь русский позвонит в милицию. Мы знали, что милиция могла без предупреждения взломать двери. Поэтому я в первую очередь сама отправила ребенка в Грузию первым же самолетом МЧС», - рассказывала в те дни грузинской службе Радио Свобода депортированная из Москвы Тинатин Хачапуридзе.

Грузинские власти назвали депортацию «частью той большой политики, которую Россия проводит против Грузии и грузин». В Москве же заявляли, что это - составная часть борьбы против нелегальных эмигрантов, и что гораздо больше депортировано из России граждан других стран ближнего зарубежья. Тем не менее, массовые депортации грузин многие считают ответом на действия грузинских властей, которые 27 сентября 2006 года задержали в Тбилиси пятерых российских военнослужащих и обвинили их в шпионаже в пользу России.