Кто от России простится с Вацлавом Гавелом?

Граждане Чехии прощаются с Вацлавом Гавелом


Пражская печать обращает внимание на то обстоятельство, что руководство России 19 декабря официально не отреагировало на кончину бывшегопрезидента Чехословакии и Чехии Вацлава Гавела.

Свое участие в церемонии прощания с Гавелом подтвердили многие государственные руководители, политики и общественные деятели – в их числе президенты Франции, Австрии, канцлер Германии, бывший президент и государственный секретарь США. Состав российской делегации, которая может отправиться в Прагу, неизвестен. Вот как в беседе с корреспондентом Радио Свобода объяснил этот факт представитель МИД России Александр Лукашевич:

– По данным нашего посольства, чешские коллеги еще официально не определили формат похоронных мероприятий, а также участие иностранных представителей. Как только этот формат будет доведен до сведения посольства, мы будем решать, кто будет представлять российскую сторону.

Пресс-секретарь посольства Чешской Республики в Москве Ондржей Соукуп подтвердил, что никто из высокопоставленных официальных представителей России соболезнований в связи со смертью Вацлава Гавела чешской дипломатической миссии не выражал:

– Пока откликнулись только господин Федотов из совета при президенте России по правам человека и Михаил Горбачев.

Много народу было в посольстве?

– Много. В основном, люди культуры, интеллигенция.

– Десятки или сотни человек?

– Несколько сотен.

– Есть ли официальное письмо с соболезнованием, направленное руководством России руководству Чешской республики?

– Господин Киселев, посол РФ в Праге, написал письмо, в котором просто передал соболезнования от имени руководства РФ президенту Клаусу.

Корреспонденты Радио Свободы связывались с представителями российского МИД, которые заявили, что ожидают приглашения на похороны Вацлава Гавела, что якобы это соответствует дипломатической практике. Так ли это на самом деле? На этот вопрос чешский дипломат ответил после дополнительных консультаций: МИД Чехии обратился к представителям аккредитованных в Праге дипломатических миссий с просьбой до середины дня 21 декабря подтвердить факт участия делегаций своих стран в траурных мероприятиях. Стоит отметить, что письмо посла с соболезнованиями по случаю смерти выдающегося государственного деятеля – минимально возможная в практике международных отношений форма вежливости.

Между тем кремлевская реакция на смерть северокорейского лидера Ким Чен Ира была немедленной: телеграмму соболезнования Дмитрий Медведев направил в тот же день, когда об этом прискорбном событии стало известно. За комментарием обращаемся к литератору и дипломату Борису Панкину, в 1990-91 годах послу Советского Союза в Праге, а затем – министру иностранных дел СССР:

– Не уверен, что это так на самом деле. А если нет, то это какое-то недоразумение. Нет никаких разумных причин, чтобы этого не сделать. Но мне хотелось бы выразить свое сочувствие чешскому народу близким, и друзьям Вацлава Гавела в связи с его смертью. Так получилось, что мы были полтора года в тесном сотрудничестве. Я был назначен послом Советского Союза еще в тогдашней Чехословакии вскоре после "бархатной" революции. И с мая 1990 года по август 1991 года мне посчастливилось иметь контакты, перешедшие в какой-то степени в дружбу, с таким человеком как Вацлав Гавел. Я с чувством зависти наблюдал за тем, как процессы демократизации, которые были начаты в Советском Союзе горбачевской перестройкой, протекали в Чехословакии – без катаклизмов, взаимной агрессии. Конечно, главную скрипку играл Вацлав Гавел – не только в силу его президентского поста. Он вошел, как нож в масло, в эту свою должность, шагнув прямо из тюремной камеры, и, как личность, играл главную роль в этом процессе. Я постоянно обращал внимание на эти достижения и настаивал на изучении чешского опыта, поскольку мы двигались одной дорогой. В результате возникли какие-то личные связи, отношения. Тем более что мы оба в государственную деятельность пришли из литературы. Была даже такая шутка, о которой я как-то рассказал Гавелу, и он очень веселился: мол Горабчев направил драматургу Гавелу литературного критика Панкина…

– Тем не менее, отношения РФ и Чехии в период пребывания Вацлава Гавела на посту президента независимой Чехии очень дружескими не назовешь. Гавел многократно выступал против тех шагов российской внешней политики, которые в Москве представлялись закономерными. Он был одним из лидеров, которые добивались расширения НАТО на Восток. Позже он поддержал и гуманитарную интервенцию НАТО в Косове, войну в Ираке. По всем этим позициям Москва была с ним не согласна. Может быть, этим и объясняется сейчас сдержанная реакция России на кончину бывшего президента Чехии?

– Когда я говорю о взаимодействии, о деятельности Гавела, я имею в виду, прежде всего, конечно, те полтора года, когда я работал послом. Сейчас есть люди, в том числе и на Западе, которые хотят представить Гавела разрушителем. Я думаю, это неправильно. Он, конечно, отторгал коммунистический строй, но он с огромной симпатией относился к народам Советского Союза, к России, к русским. Его устремления были направлены именно на то, чтобы процессы нашей демократизации, реформ проходили бы более успешно и в интересах всего человечества.

– У вас огромный опыт работы, вы были и министром иностранных дел. Какой уровень делегации России на похоронах Вацлава Гавела вам кажется достойным? Кто из Москвы должен приехать?

– Советы мне давать ни к чему, неудобно. Я надеюсь, что российское руководство найдет правильное и мудрое решение этого вопроса.