Оппозиция выходит на свободу

Оппозиционным силам необходимо договариваться, тогда у них больше шансов быть услышанными властями


5 января в Петербурге вышел на свободу оппозиционер Филипп Костенко, задержанный на акции протеста против итогов выборов в Госдуму. Днем ранее, после 10 суток ареста были освобождены координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов и активист-эколог Ярослав Никитенко.

Оппозиционера Филиппа Костенко задержали месяц назад, он был дважды приговорен к 15 суткам административного ареста: сначала за участие в несанкционированном митинге, а затем за нецензурную брань в общественном месте. Кроме того, в отношении Филиппа Костенко расследуется уголовное дело по статье "Вандализм" за порчу плаката "Общероссийского народного фронта". В среду Василеостровский районный суд отказался изменить оппозиционеру меру пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей.

Тем временем защита Сергея Удальцова, который 4 января был отпущен на свободу, заявила, что намерена доказать в суде незаконность его ареста. Об этом РС рассказала адвокат Удальцова Виолетта Волкова:

– В настоящий момент Сергей уже отбыл срок своего наказания и фактически процесс, который пройдет 7-го числа, состоится постфактум, после того, как наказание фактически отбыто. Повернуть вспять административное наказание, которое он отбыл, нельзя, но можно доказать, что это наказание отбыто им незаконно. Сергей имеет намерение судиться до конца.

25 декабря координатор движения "Левый фронт" Сергей Удальцов был приговорен к 10 суткам ареста по обвинению в неповиновении полиции. Оппозиционер заявил, что и он, и его адвокаты намерены обжаловать не только это, но и несколько других решений суда, принятых ранее:

– Безусловно, на этом борьба за справедливость, за восстановление законности в моем конкретном случае не закончится. Я и мои защитники, которые и так уже проделали огромную работу, будем добиваться отмены заведомо незаконных судебных постановлений, на основании которых я месяц провел в неволе. Сейчас все эти постановления обжалованы, находятся на разных судебных уровнях. Основная задача – добиться отмены этих судебных постановлений.

25 декабря после оглашения приговора Сергею Удальцову, возле здания Тверского суда прошла стихийная акция протеста, во время которой был задержан активист экологического движения Ярослав Никитенко. Он, так же как и Сергей Удальцов, был вечером 4 января отпущен на свободу. Друзья и родственники Никитенко, отправившиеся встречать своего товарища к спецприемнику на Симферопольском бульваре, там его не дождались. Экологического активиста освободили из ОВД "Щукинское". В интервью РС Ярослав Никитенко сказал, что арест не испугал его, и он намерен продолжить активное участие в общественных акциях:

– По версии Елизаветы Александровны Приходько, моей защитницы, меня задержали, потому что я известный экологический активист. Сотрудники полиции в рапорте начальнику ОВД "Китай-город" написали, что я скандировал "Россия без Путина", еще какие-то лозунги, но этого не было. Конечно, я буду продолжать свою деятельность. Уже сегодня я пойду на оргкомитет митинга, который состоится 4 февраля. Я считаю, что эти аресты, конечно, неприятны, но это далеко не самое страшное, что может случиться с гражданским активистом.

В двух массовых декабрьских акциях протеста Сергей Удальцов участия не принимал, так как находился под арестом. Оппозиционер считает, что ни одного из требований протестующих власти не выполнили. По словам Удальцова, уже сейчас нужно готовиться к новым митингам и для этого в Москве и других российских городах необходимо создать координационные центры, которые будут принимать решения и вести переговоры с властью от имени участников декабрьских протестов:

– Для того, чтобы наша дальнейшая деятельность была максимально открытой, прозрачной, коллегиальной, чтобы исключить, насколько это возможно, какие-то сепаратные договоренности и тем самым гарантировать достижение максимальных результатов, должны быть созданы некие координирующие структуры в Москве и других крупных городах, которые бы представляли весь спектр и политических, и гражданских сил. Эти комитеты структуры должны брать на себя решение всех основных вопросов, которые сейчас принимает наше протестное сообщество.

По мнению Удальцова, кулуарные переговоры отдельных представителей движения вызовут недоверие людей, выходивших на Болотную площадь 10 декабря и на проспект Академика Сахарова 24 декабря.

Петербургский политолог Владимир Гельман говорит, что власти вряд ли будут вести переговоры с оппозицией до 4 февраля – дня, на который назначена новая протестная акция:

– Удастся ли оппозиции сохранить единство, я думаю, в значительной степени зависит от того, какую позицию займет власть. Пока никаких явных высказываний со стороны Путина или каких-то других должностных лиц не было. Тем не менее, есть основания думать, что если власти не пойдут ни на какие переговоры, то оппозиция будет радикализироваться. Если же такие переговоры состоятся, то единство оппозиции будет напрямую зависеть от содержания этих переговоров. Я не думаю, что до 4 февраля власти начнут вести какие-либо переговоры, а то, пойдут ли они на них после 4 февраля, наверное, будет зависеть от масштабов мобилизации оппозиционных сил. Если 4 февраля оппозиции удастся собрать существенно больше народа, чем на проспекте Сахарова, у властей просто не будет иного выхода, как начать переговоры. И наоборот, если народу выйдет меньше, то власти скажут: а чего с ними переговоры вести?

Новая протестная акция пройдет в формате шествия, говорят ее организаторы. Дата 4 февраля выбрана не случайно: в этот день до президентских выборов будет оставаться только месяц. Кроме того в 1990 году именно 4 февраля в Москве прошла самая массовая акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР. Уже через 10 дней после этого статья о руководящей роли КПСС была упразднена.