Гей-активисты попали под статью

Акция гей-активистов в Петербурге

В Петербурге 4 мая суд оштрафовал на 5 тысяч рублей основателя правозащитной организации за права сексуальных и гендерных меньшинств Николая Алексеева. Впервые назначено наказание за нарушение нового городского закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних в Петербурге вступил в силу 30 марта. Если до этого энергичные протесты против принятия закона просто становились фактом общественного внимания, то с момента вступления закона в силу протестующих стала активно задерживать полиция. 5 апреля были задержаны активисты Алексей Киселев и Кирилл Непомнящий, 7 апреля – Сергей Кондрашов и Игорь Кочетков, 1 мая в автозаках оказались сразу 17 гей-активистов – за то, что принимали участие в первомайском Демократическом марше, развернув свои радужные знамена и другую символику.

Николай Алексеев был задержан 12 апреля, когда развернул у входа в городскую администрацию плакат с известным афоризмом Фаины Раневской:

"Гомосексуализм – не извращение. Извращение – это хоккей на траве и балет на льду!" Он был препровожден в 76 отдел полиции, где ему предъявили обвинение в пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних. Но мировой судья не стала рассматривать дело, потребовав от полицейских более четких протоколов, а от самого нарушителя порядка – явки в суд по первому требованию. Еще до вынесения судебного решения Николай Алексеев рассказал Радио Свобода:

– По Петербургу, людей задерживают, но на практике применять этот закон суды остерегаются. В моем деле был составлен единственный протокол о пропаганде гомосексуализма, хотя я вовсе не стоял у детского учреждения. Такой подход распространяется и по другим регионам. Естественно, мы будем бороться с эти законом везде – в Новосибирске, в Москве. Но мы понимаем, что сейчас остановить эти законы в России невозможно. Здесь может помочь только Европейский суд, – говорит Николай Алексеев.

То, что происходит вокруг дел о пропаганде гомосексуализма, настолько абсурдно, что судьям явно не хочется принимать решения, – считает глава российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков:

– Пропадают протоколы из судов, как это было в моем деле и в деле Кондрашова, и тогда нас судили только за неповиновение сотрудникам полиции. Но протоколов по основной статье не было, и было непонятно, чему же мы не повиновались? У меня полное ощущение, что ни судьи, ни полиция не хотят связываться с этой статьей, и я их прекрасно понимаю: статья абсурдная, никто не знает, как ее применять, поскольку объективная сторона не сформулирована – какие действия наказуемы, из этого закона никак неясно.

Игорь Кочетков подчеркивает, что пока практика применения закона такова, что он используется для подавления свободы выражения мнений и свободы собраний.