Юлия Тимошенко отменила саммит

Экс-премьер Украины, ныне заключенная Юлия Тимошенко одержала победу, не выходя из колонии.

МИД Украины объявил о переносе на неопределенное время саммита стран Центральной Европы в Ялте. Накануне подавляющее большинство приглашенных на саммит президентов отказались от участия в нем из-за скандала с избиением в колонии экс-премьера Юлии Тимошенко.

Ялтинский саммит стран Центральной Европы должен был состояться 11-12 мая. Из восемнадцати приглашенных в Крым президентов свое участие в этом форуме подтвердили лишь лидеры Литвы, Польши, Словакии и Молдавии. Остальные главы государства прямо или косвенно объяснили отказ ехать на Украину грубым обращением в харьковской колонии с бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко, заявившей ранее об избиении сотрудниками исправительного учреждения. В знак протеста он 20-й день продолжает голодовку.

Как сообщили в МИД Украины, из-за того, что "ряд президентов европейских государств по различным причинам не смогут принять участие в саммите в Ялте, он состоится в более поздние сроки, которые будут определены по дипломатическим каналам". Говорит первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Черновил:

- Нужно было понимать, что ситуация вокруг Юлии Тимошенко будет отслеживаться западными лидерами. Когда нам говорили: "Мы не называем Тимошенко политическим узником, и мы не называем вашу власть преступной, но вы сделайте нормальный судебный процесс. И если экс-премьер виновна, то докажите это в ходе нормального судебного процесса в соответствии с национальным законодательством - либо освободите ее и закройте все возбужденные против нее дела". Вместо это власть начала нагнетать обстановку вокруг Тимошенко. Взять, например, последний скандал в харьковской колонии, где ее то ли избивали, то ли нет, но в любом случае принудительно перевозили в больницу. Украинская власть сама провоцировала то отношение к себе, которой проявлено Европой сегодня. И то, что президенты объявили бойкот ялтинскому саммиту – абсолютно предвидимая ситуация.

По мнению Тараса Черновила, единственным выходом из этой ситуации может быть принятие официальным Киевом предложения Германии о лечении Юлии Тимошенко, страдающей от болей в спине, в берлинской клинике “Шарите”.

- Необходимо, чтобы наш президент пообещал, что в первый же день работы Верховной Рады на будущей неделе будет внесен президентский законопроект, по которому Тимошенко получит возможность прервать отбывание наказания на время лечения за рубежом, если на Украине такую помощь предоставить невозможно. После этого следует немедленно принять этот законопроект и таким образом дать возможность Тимошенко уехать в Германию, обеспечив ей возможность лечения и возможность выжить, а Украине - открыть шлюз для евроинтеграции и нормального существования. Дело Тимошенко - тупик: из-за него невозможно подписать Договор об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. До этого момента, мне кажется, Янукович не понимал всей сложности ситуации. Может быть сейчас он уже понимает, что никто с ним шутить не будет. Учитывая, что от него на Западе все-таки ожидали чего-то позитивного, в отличие от белорусского лидера Александра Лукашенко, то реакция на его действия будет намного жестче. Возможно, последствием бойкота ялтинского саммита станет введение против Украины экономических санкций, - предполагает Тарас Черновил.

Между тем, о готовности принять на лечение Юлию Тимошенко кроме Германии и России недавно заявила и Швейцария.

Внешнеполитические перспективы Украины в нынешней ситуации в интервью Радио Свобода комментирует политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач:

– В контексте дела Тимошенко накопилось очень много проблем в отношениях и самой Украины с Евросоюзом, и украинского руководства с главами отдельных стран Евросоюза или США, да и РФ. История с ялтинским саммитом подчеркивает мягкую изоляцию, в которой пребывает Виктор Янукович. Можно констатировать, что за два года правления Януковича внешнеполитический курс Украины зашел в тупик: при общей евроинтеграционной риторике два года проводилась типичная азиатская политика. Западным лидерам просто неудобно лишний раз встречаться с Януковичем – и в личном плане, поскольку он что-то им обещал и сделал наоборот, и в политическом контексте, поскольку это просто невыгодно. Вопрос политических репрессий в Украине и проблема освобождения политических заключенных стала делом внутренней политики этих западных демократий.

– В конце марта, после 5 лет переговоров Украина парафировала с Евросоюзом соглашение об ассоциации. Подписание этого документа, убеждены эксперты, зависит от освобождения из тюрем украинских оппозиционеров и проведение осенью честных и прозрачных выборов в Верховную Раду.

– Фактор выборов, формирование легитимного или нелегитимного парламента (а значит и исполнительной власти), будет очень сильно влиять на процесс подписания и ратификации этого соглашения. Нынешние события с бойкотом, с нарушениями прав человека, с политзаключенными и т.д. углубляет противоречия, но успешно проведенные выборы и освобождение политзаключенных могут кардинально изменить ситуацию. Мало кто надеется, что украинская власть сочтет для себя возможным, пойти на этот шаг, прежде всего, из-за внутриполитической ситуации, в которую она сама себя завела.

– Какими могут быть действия президента Виктора Януковича в условиях изоляции Украины на Западе?

– Тут ничего нового придумывать не приходится. Это путь Александра Лукашенко: как только у него ухудшаются отношения с Евросоюзом, он сразу же бросается в объятия России и, соответственно, теряет в этих объятиях много чего. Украинская власть, конечно, понимает всю опасность российских объятий для себя лично – например, потерять собственность в Украине в пользу капитала российских олигархов. Но ситуация, действительно, может сложиться таким образом, что у нее просто не будет другого выхода. Она будет пытаться маневрировать так долго, насколько это возможно.

– Сможет ли Евросоюз, в ответ на преследования оппозиционеров, ввести санкции против Украины?

– Я думаю, что это возможно, но речь, скорее, может идти не об экономических санкциях, а о мерах персонального давления на тех людей, которые непосредственно причастны к нарушению прав человека. Это будет не президент и не премьер-министр, может быть, кто-то на уровне исполнительной власти. А может быть ситуация будет развиваться и по белорусскому образцу – запрет на въезд в Евросоюз и США, контроль за финансовой активностью в западных финансовых структурах этих конкретных людей и прочее.