Политолог Владимир Жарихин – об Украине и Таможенном союзе

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин

Визит Виктора Януковича в Россию откладывается потому, что у Киева, возможно, не осталось пространства для маневров в переговорах с Москвой о вступлении в Таможенный союз.
Московские эксперты, особенно те, кто «с пониманием» относится к российской практике экономического давления на партнеров в политических целях, ожидают неминуемого присоединения Украины к Таможенному союзу. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин убежден: перенос сроков визита президента Украины Виктора Януковича в Россию связан с тем, что пространства для переговорных маневров с Москвой у Киева не осталось.

- Очень легко провозгласить «европейский выбор», но очень трудно ему следовать. Например, оплачивая природный газ по европейским ценам. Украина пожила при этих европейских ценах на российский газ, почувствовала, что доходы олигархов начали резко падать, да и экономика оказалась на грани кризиса. Теперь в Киеве пытаются как-то совместить «европейский выбор» и Таможенный союз, с помощью хитромудрых экспертов нащупать модель «и нашим, и вашим». Мне кажется, для Украины настало время выбора. Таможенный союз – это реальное интеграционное объединение, с ним невозможно играть в игру: дешевый газ взамен на красивые слова о братстве.

– Возможны ли формы частичного присоединения Украины к Таможенному союзу – ассоциированное членство, участие Киева в отдельных программах?

– Либо вступаешь, либо не вступаешь, в том-то и проблема. Сам смысл Таможенного союза в случае «частичного» присоединения пропадает. Страны, вступающие в Таможенный союз, – кстати, такой же порядок действует и в Евросоюзе – берут на себя вполне определенные обязательства по гармонизации своих таможенных систем. И Россия пошла на жертвы, и Казахстан с Белоруссией пошли на определенные жертвы (например, по части пошлин на импортируемые автомобили). Но за счет этого создано единое таможенное пространство, в котором цены на российский газ в 2,5 раза ниже, чем для стран Евросоюза и Украины.

– Минувшей осенью ослабла украинская валюта. Накануне выборов в Верховную Раду, по обыкновению, власть в Киеве раздала социальные обещания; закачали деньги в предвыборную кампанию и в бюджетную сферу. Сейчас выясняется, что за дорогой российский газ расплачиваться нечем и единственный выход – вступить в Таможенный союз. Я верно описываю канву событий?

– В целом – да. Особенность ситуации состоит в том, что вступление в Евросоюз для Украины – не альтернатива вступлению в Таможенный союз. Страны ЕС ведут себя по отношению к Украине честно: они говорят, что в ближайшие годы о вступлении в организацию Киев может и не мечтать. Максимум, что Брюссель может предложить, – это зона свободной торговли. Что заменителем полноценного участия в таком, как ЕС, интеграционном объединении, конечно, не является.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой украинского политического мифотворчества: много лет в Киеве как о конечной цели говорилось о «европейском выборе» и скором вступлении в ЕС. Около половины населения Украины поддерживают движение в этом направлении. Но это движение оказалось тупиковым – пока не просматривается результат.

Ясно, что в ближайшие годы, а то и десятилетия, Европейский союз не сможет принять в свои ряды такую большую страну, как Украина, и по политическим причинам, и по экономическим. Раньше Киеву удавалось выгодно использовать политические реалии: с одной стороны был Евросоюз, с другой – неструктурированное пространство СНГ, можно было заниматься многовекторной политикой. В этом преуспел президент Леонид Кучма; его хоть и осуждали, но, с моей точки зрения, его стратегия была очень успешной. Но сейчас такие времена прошли, надо выбирать. Поэтому, я думаю, и откладывается визит Януковича в Москву: всем ясно, что пора принимать решение, говорить «да» или «нет».

Мнение директора Киевского политологического центра «Пента»:

Your browser doesn’t support HTML5

Владимир Фесенко - об Украине между ЕС и Россией


– Ваши киевские коллеги говорят о том, что подписание соглашений об участии Украины в Таможенном союзе может коренным образом изменить содержание украинской внешней политики. Вы согласны с этим?

– Абсолютно не согласен. Каким образом, например, векторы внешней политики Казахстана или Белоруссии изменились от того, что они вступили с Россией в единое таможенное пространство? По многим вопросам Казахстан и Белоруссия занимают самостоятельные позиции, и Россия в рамках Таможенного союза никак повлиять на них не может. Достаточно сказать о признании-непризнании независимости Абхазии и Южной Осетии.

Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»