Бюджет есть, денег нет

По мнению экспертов, существуют вполне конкретные проблемы во взаимопонимании между осетинскими и российскими партнерами

Республика напоминает замороженный объект, финансирование которого отложено до тех пор, пока не станет ясно, что здесь строится. Какая бы активность не изображалась сегодня, завтра ничего не меняется.
ЧЕРКЕССК---Вчера вечером в Южную Осетию прибыла официальная делегация Российской Федерации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности Рашидом Нургалиевым. По сообщению официальной югоосетинской прессы цель визита – "обсуждение с руководством Южной Осетии восстановления республики и других вопросов, представляющих взаимный интерес". По мнению экспертов, отслеживающих ситуацию в регионе, за этой расплывчатой формулировкой стоят вполне конкретные проблемы во взаимопонимании между осетинскими и российскими партнерами.

Если подвести суммарный итог многочисленных российско-осетинских консультаций, переговоров, начиная с уровня межправительственных отношений и заканчивая встречей президентов, то пока этот итог сводится к одному – резкому сокращению финансирования республики. Говорит руководитель общественного движения "Твой выбор Осетия" Алан Джусоев:

"На сегодняшний день у нас идет сокращение бюджета, и по программе социально-экономического развития, и по т.н. защищенным статьям бюджета – по сравнению с прошлым годом в два с половиной – три раза, по сравнению в 2011 годом – в четыре-пять раз".

29 декабря югоосетинский парламент принял бюджет республики на 2014 год в размере 4 миллирада 728 миллионов рублей, из которых российская помощь составляет 4 миллиарда 250 миллионов. Пока не понятно, на чем планирует заработать республика полмиллиарда рублей. Но и остальная часть бюджета зависла в воздухе – пока Россия готова выделить не более 850 миллионов, т.е. не более четверти от утвержденной парламентом суммы.

Your browser doesn’t support HTML5

Бюджет есть, денег нет


Российский эксперт Дмитрий Старостин объясняет подобную медлительность настороженностью российского правительства, которое явно устало от коррупционных скандалов и распыления гигантских сумм в Южной Осетии. Несмотря на недавнюю смену руководства республики, эта настороженность сохраняется. Москва требует прозрачности освоения средств и доскональной отчетности.

Не случайно, считает Старостин, в ноябре прошлого года вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что на составление проектно-сметной документации по Южной Осетии российское правительство намерено выделить около 200 миллионов рублей. По мнению Хлопонина, расходование такой значительной суммы будет оправдано, если это позволит избежать злоупотреблений в будущем.

"Если уж планируется выделить 4 миллиарда 250 миллионов рублей, – говорит Дмитрий Старостин – то не грех из них потратить 200 миллионов на то, чтобы остальные деньги были расходованы по назначению. Т.е. российская сторона, хочется верить, стала более прижимистой, что в отношении Южной Осетии, к сожалению, является необходимым злом, т.к. устойчивое формирование имиджа этой республики как некой бюджетной черной дыры явно вредит репутации не только Южной Осетии, но и России, как государству-патрону".

По мнению Алана Джусоева, судя по составу приехавшей комиссии, в которую вошли заместитель министра юстиции России Максим Травников, заместитель начальника управления администрации президента России Сергей Жук и представители ряда министерств и ведомств Российской Федерации, предметом осуждений будет готовность республики к приему инвестиций, начиная от приведения в общепринятую норму законодательной базы, заканчивая кадровыми назначениями, и главное – российские партнеры хотят понять, чего хочет республика:

"От нас ждут внятных предложений, но их пока нет. Говорят, их формируют, говорят, их пишут, говорят, над ними работают, но, к большому сожалению, на сегодняшний день их нет по факту. От нас ждут внятную структуру управления, потому что ее тоже нет, и не понятно кто за что отвечает, и ждут, я думаю, людей, которые смогут озвучить свои мысли на доступном, нормальном языке, причем во всех сферах, начиная от социалки, заканчивая промышленностью. Пока никаких подвижек не видно, хотя может быть бюджет пересмотрят и во втором квартале, в третьем или в четвертом в зависимости от того, к каким договоренностям придут стороны".

Т.е. пока республика напоминает замороженный объект, финансирование которого отложено до тех пор, пока не станет ясно, что здесь строится. А один из цхивальцев мне сказал, что все происходящее в республике, напоминает ему голливудский фильм "День сурка": какая бы кипучая деятельность не изображалась сегодня, завтра ничего не меняется.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия