"Красная звезда" сербских фанатов

Нападение на полицеского Небойшу Трайковича на стадионе в Белграде 2 декабря 2007 г.

Футбольные болельщики стали скрытой армией сербского национализма
Футбольные болельщики стали скрытой армией сербского национализма.

Белградская полиция уже неделю пытается отыскать молодого человека по имени Урош Мишич. Его подозревают в том, что он участвовал в нападении на американского гражданина, морского пехотинца, служащего посольства США в Белграде. Пока поиски успехом не увенчались. И уже начинают поговаривать о том, что Урош находится под защитой сильных мира сего. Или что государство Сербия, как не раз в прошлом, просто не желает ворошить осиное гнездо экстремистов. Урош Мишич для многих является героем, почти символом сербских хулиганов-болельщиков, и его биография наглядно это отражает.

Сербия не выучила урок "Эйзеля"


"Справедливость для Уроша!" – такими граффити и плакатами пять лет были покрыты заборы и фасады многих зданий в Белграде и во всей Сербии. В майках с надписью "Справедливость для Уроша!" перед матчем выходили футболисты белградского спортивного клуба "Црвена Звезда" ("Красная звезда"). Урош Мишич – один из самых популярных спортивных болельщиков в стране. А популярным он стал после того, как в возрасте девятнадцати лет был признан виновным в попытке убить полицейского во время беспорядков на стадионе. Сначала, в ходе двух судебных процессов, его приговорили к десяти годам тюремного заключения за преднамеренную попытку убийства при отягчающих обстоятельствах, но апелляционный суд сократил этот срок почти вдвое – до пяти с половиной лет, поскольку могло показаться, что "справедливости" по отношению к Мишичу требует практически вся сербская общественность. Кстати, на том первом процессе Уроша защищали пять адвокатов. Три месяца назад Урош в определенном смысле добился полной "справедливости" – после принятия закона об амнистии его отпустили на свободу. А на свободе он почувствовал себя хозяином общества.

Желько (Аркан) Ражнатович

У Уроша есть "славные" предшественники. Вожаком фанатов футбольного клуба "Црвена Звезда" был, например, Желько Ражнатович по кличке Аркан, позже получивший известность благодаря своим военно-мародерским походам и массовым убийствам во время войны в Хорватии и Боснии. В первых рядах белградских футбольных фанатов в свое время

Милорад Улемек - Легионер

был также Милорад Улемек – Легионер, организатор убийства первого демократически избранного премьер-министра Сербии Зорана Джинджича 10 лет назад. И не случайно, что еще с ранней молодости эти двое были тесно связаны со службами госбезопасности.

Горана Милетича из неправительственной организации "Защитники прав человека" новый инцидент с Урошем Мишичем не удивляет, поскольку в Сербии не ведется систематическая борьба против хулиганов и экстремистов. Когда группа фанатов видит, что на стадионах безнаказанно можно совершать насилие, то она потом легко выплескивает это насилие и на улицы, замечает Милетич.

Защищает Уроша Мишича известный белградский адвокат Боривое Борович, который считается одним из самых дорогих в стране. Он объясняет, что бедный, невиновный мальчик, против которого средства информации ведут кампанию, не пришел давать показания о драке потому, что должен сначала успокоиться. У Уроша, по словам адвоката, плохой опыт с полицией. Но в интернете доступна видеозапись, на которой болельщики держат полицейского, а Урош Мишич засовывает ему в рот сигнальный факел, температура горения которого может достигать 1000 градусов.

http://www.youtube.com/embed/7OlOvWUNSiU

Нападение на полицейского 2 декабря 2007 года – на 50-й секунде сообщения первого канала сербского телевидения.

"Урош Мишич победитель. А я до конца жизни останусь инвалидом", – заявил в интервью Радио Свобода / Свободная Европа пострадавший от рук Мишича полицейский Небойша Трайкович.

А автор книги "Хулиганство" Мария Джорич считает, что само освобождение Мишича несет ясное послание группировкам болельщиков, в частности, экстремистским группам – хулиганам: оно ставит под сомнение возможность предупредить хулиганство с помощью строгого наказания. И это является проблемой не только в Сербии. Джорич предлагает вспомнить Маргарет Тэтчер, которой после трагических событий на бельгийском стадионе "Эйзель", где в 1985 году в результате столкновений ливерпульских и итальянских болельщиков погибли 39 человек, удалось превратить дикую и хулиганскую публику на стадионах Великобритании почти в театральных зрителей. И это было сделано через строжайшую политику наказаний.

После столкновений в Бельгии в 1985 году английские клубы были на пять лет дисквалифицированы во всех европейских турнирах, а премьер-министр Великобритании тех лет Маргарет Тэтчер ввела систему удостоверений для болельщиков.

Белградский адвокат Райко Данилович говорит прямо: новые власти в Сербии провели амнистию с целью ублажить определенные категории избирателей. Футбольные болельщики для них являются особой группой, которую полезно иметь на своей стороне. "Это их армия", – считает адвокат.

Пару лет назад Конституционный суд Сербии отверг предложение главного прокурора республики запретить деятельность четырнадцати экстремистских группировок болельщиков. Главный прокурор утверждал, что "эти группировки никакого отношения к спорту не имеют", а их действия "направлены на насильственное разрушение конституционного порядка страны, нарушение прав человека, разжигание расовой, национальной и религиозной ненависти". Конституционный суд Сербии ответил, что законных оснований для такого иска нет.

Сербский болельщик – "оправданно" жестокий


Хулиганство сербских так называемых болельщиков спортивных команд (и теперь уже даже не только футбольных клубов, как раньше) часто завершается разрушением улиц городов и даже гибелью людей. Все это сопровождается националистическими, шовинистскими и расистскими лозунгами и песнями, никакого отношения к спорту не имеющими.

Белградский этнолог, профессор Иван Чолович долго занимается исследованием поведения неформальных, альтернативных групп в обществе, к которым причисляются и группировки спортивных болельщиков. Он, например, проанализировал интернет-сайт одной из таких, якобы неформальных, организаций.

В верхней части сайта – герб со скрещенными мечами, год основания 1989 и под ним вполне предсказуемый лозунг: "Косово – это Сербия". "На днях на сайте стояла информация о том, что эта организация отметит день памяти своего защитника святого Симеона Мироточивого в Русском доме в Белграде, где состоится гуманитарный концерт для Косова и Метохии", – рассказывает Иван Чолович. Участники концерта – певцы, музыканты и актеры из тех, кто обычно выступает в таких патриотически-музыкальных манифестациях. На сайте определена и цель концерта, сформулированная через упоминание нескольких стандартных фигур сербской националистической риторики: "Мы хотим помочь сохранению сербского рода Неманичей на своих вековых очагах и всеми возможными способами поддержать наш многострадальный народ в эти дни новых искушений". Организаторы концерта благодарят Русский дом, который им бесплатно предоставил зал и заслужил хвалу потому, что русские больше сербы, чем сами сербы, говорит Чолович. Русский дом в Белграде – это вроде русского культурного центра, который финансирует правительство Российской Федерации. А в конце этой информационной заметки на сайте красуется лозунг: "Не сдадимся! Косово – это Сербия".

Этот сайт принадлежит организации болельщиков белградского футбольного клуба "Црвена Звезда" под названием "Делие". "Делие" в переводе с сербского – "молодцы" или "храбрецы".

Многие подобные организации имеют неопределенный статус, подчеркивает Чолович. Хотя учитывая то, чем они занимаются, можно понять, что они в первую очередь являются неформальными политическими организациями. Судя по идеям, которые вдохновляют их деятельность, и судя по способам выражения этих идей, речь идет, по мнению этнолога, о право-экстремисткой политической организации. Чолович полагает также, что все подобные организации связаны – прежде всего, через общих менторов, и этими менторами, без сомнения, являются политические партии, церковь и полиция. Спорт и поддержка своей команды в работе подобных "объединений спортивных болельщиков" являются вторичными. На самом деле это ширма для политической деятельности, политической мобилизации, главным образом, очень молодых мужчин. Наряду с поддержкой спортивных команд они распространяют также политические лозунги, которые представлены как грубый, в политическом смысле некорректный, но в основе своей якобы подлинный, голос народа.

"Делие" – одна из самых известных в Сербии организаций спортивных болельщиков, фанатов клуба "Црвена Звезда". У нее есть с десяток ответвлений. И они не скрывают своих политических амбиций, подчеркивает Чолович. Редакторы сайта, авторы статьей и многие болельщики, которые участвуют в дискуссии на их форуме (а это десятки тысяч людей), утверждают, что они посвятили себя делам намного важнее спорта и спортивной поддержки. Они, правда, не признают напрямую, что занимаются политикой. Ведь они считают политику, в том числе политические партии и идеологию, чем-то жалким и мелким, недостойным серба-патриота. Однако они пишут: "Болельщики клуба "Црвена Звезда" всегда были силой, которая воспринималась как голос народа". Они утверждают, что ведут "многолетнюю борьбу за сохранение основных ценностей народа".

Модель образцового фаната для Сербии


Помнится невероятный, на первый взгляд, случай, когда два года назад организация болельщиков "Делие" призвала бойкотировать важный для ее команды футбольный матч, который был в программе в субботу перед Пасхой. Обосновывалось это так: "Бойкот матча на Великую субботу проистекает из нашего желания уважать ценности, которые уважались веками. Мы ясно заявляем, что требуем уважения нашей веры. Если нам это удастся, то, может быть, и все общество поймет необходимость вернуться к вековой традиции".
Но было бы логичным, если бы желание идти в первых рядах национального и религиозного возрождения Сербии приводило к отказу от насилия, драк и ненависти. Однако этого не происходит.

Болельщики сербской "Красной звезды"

"Модель образцового фаната, которую формирует сайт организации болельщиков клуба "Црвена Звезда", подразумевает, что молодой человек этот жестокий, но, как они говорят, жестокий "с поводом", жестокий "оправданно", – поясняет Чолович и приводит цитату с сайта: "Он готов прибегнуть к насилию, но это легитимно, так как он руководствуется наивысшими патриотическими мотивами, тем самым мужественно защищая честь веры и нации и здоровый воинственный дух молодого поколения".

Эта и схожие темы обсуждаются на форуме сайта в рамках темы "Делие и православие". Инициатор этой теологически-политической дискуссии предупреждает болельщиков о том, что для них православие должно быть одной из центральных вещей в жизни, и поэтому они должны заботиться о спасении своей души: "Жизненные пути для нас, болельщиков, должны быть в максимальной степени путями спасения и как можно меньше – погибели души". Как этого добиться, не отказавшись от той поддержки клубу, которую практически обязаны оказывать фанаты – от драки? "Этого можно добиться, – говорит их учитель на сайте, – если не драться коварно и подло и если превратить драки в честную борьбу и честно меряться силой. /…/ И только тогда мы не отяготили бы свои души грехами, как делаем сейчас. Ведь здоровый боевой дух никак не может идти в ущерб душе".

Асоциалы-политики


Обычно считается, что проблема с болельщиками состоит в том, что они в большинстве своем хулиганы, то есть принадлежат к асоциальным слоям общества, которые в пылу алкогольного опьянения и под воздействием наркотиков нападают на полицию и избивают друг друга. Однако, как отмечает профессор Иван Чолович, по официальному сайту "Делие" – в новостях, сообщениях и дискуссиях на форуме – заметно: эта организация претендует на важную, или даже ведущую, роль в моральном и национальном возрождении Сербии. Она стремится к тому, чтобы эта ее роль была признана, и использует любую возможность, чтобы эти свои идеи обнародовать – громко и с угрозами, и воплотить их в жизнь – палками и кулаками. Но в идеологической основе их деятельности нет ничего оригинального, подчеркивает Чолович. Это простой национализм. Это этническая версия национализма, возрожденная в Сербии в восьмидесятых годах прошлого века, воплощенная в языке фольклора и церкви и привязанная к современности в связи с Косово. "Поэтому у главных сербских политических, культурных и религиозных институтов, то есть создателей и пользователей этой идеологии, нет причин беспокоиться по поводу того, что делают и говорят "Делие" и подобные им околополитические организации болельщиков", – говорит этнолог. Может быть, им немного мешает то, что эти организации, прикрываясь своими спортивными клубами, исповедуют и практикуют национализм, настолько провокационный и жестокий национализм, что раскрывают неразрывную связь между национализмом и насилием. Власти не нравится, когда это видно, но, с другой стороны, замечает Иван Чолович, власть воспринимает их как своих шаловливых детей, воздавая им должное своей тайной или явной поддержкой.