Кипру нужно больше денег

Действия тройки международных кредиторов критиковали не только депутаты парламента, но и студенты во время уличных демонстраций

Депутаты парламента в Никосии критикуют Европейскую комиссию за неосновательные подсчеты и методы вывода страны из кризиса

Европейская комиссия завершила разработку программы для вывода Кипра из кризиса, и стало очевидно, что островному государству понадобится намного больше средств, чем думали в конце марта, когда страна была на грани банкротства и шли переговоры о налоге с депозитных вкладов. Тогда решение было найдено путем реструктуризации крупнейшего Bank of Cyprus и закрытия Laiki Bank (с части вкладов этого банка на сумму свыше 100 тысяч евро списали до 60 процентов средств). Но тогда тройка международных кредиторов – Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд – выдвинули условие: Кипру придется изыскать 7,5 миллиардов евро из внутренних резервов для того, чтобы получить кредит в размере 10 миллиардов евро. В окончательных подсчетах Еврокомиссии фигурирует совсем другая цифра: для спасения экономики потребуется 13 миллиардов евро собственных средств и кредит, который предоставляется международными кредиторами. Никосии из-за этого пришлось расширять список депозитных счетов, с которых будут списываться средства.

Как говорится в заявлении, распространенном накануне центральным банком Кипра, после обсуждения с Брюсселем программы выхода из кризиса с банковских счетов в Bank of Cyprus, принадлежащих страховым компаниям, частным учебным заведениям и благотворительным организациям, будут списаны 27,5 процента средств, если сумма на счету превышает 100 тысяч евро. Изначально эти организации не участвовали в плане списаний. Другие вкладчики банка, имевшие до начала кризиса на своих счетах свыше 100 тысяч евро, лишатся 60 процентов средств, однако получат взамен акции банка. Таким образом, будет собрана сумма 8,3 миллиардов евро. Еще приблизительно два миллиарда евро планируется получить путем распродажи имущества двух реструктуризированных банков Кипра, однако окончательная сумма будет объявлена уже по завершении этого процесса.

После закрытия Laiki Bank реструктуризации Bank of Cyprus и продажи его филиалов в других странах банковский сектор Кипра уменьшится вдвое и составит 350 процентов внутреннего валового продукта страны. Уменьшение разницы между ВВП и объемом банковского сектора – одно из главных условий кредиторов, разработавших программу вывода страны из кризиса.

Члены парламента Кипра возмущены новыми условиями и считают, что международным кредиторам было дано слишком много полномочий. Депутаты объявили о начале расследования, которое призвано пролить свет на обстоятельства, ставшие причиной возникновения угрозы банкротства страны. Многие из них не одобряют, что при переговорах с Кипром условия предоставления кредита были слишком жесткими по сравнению с другими странами, которым ранее помогали спасти экономику, – например, по сравнению с Грецией. Больше всего критики связано со списаниями с депозитов, поскольку, по мнению властей Кипра, это уничтожит банковский сектор острова и станет сигналом для инвесторов, что они могут лишиться своих вкладов и в других банках Европейского союза. "Уничтожен функционировавший банковский сектор. Да, у нас есть недостатки, но степень наказания – намного сильнее, чем величина проблемы", – заявил, выступая перед парламентом, Кристос Патсалидес, помощник министра финансов Кипра, участвовавший в переговорах с международными кредиторами.

В то же время, в заявлении, распространенном на минувшей неделе Европейской комиссией, говорится, что еще в мае 2011 года в специальном документе, посвященном Кипру, ЕС рекомендовал реформировать разросшийся кипрский банковский сектор. "Проблемы Кипра накапливались многие годы. Причина их возникновения – ненормальный размер банковского сектора, который процветал за счет привлечения иностранных депозитов на очень выгодных условиях, – говорится в документе. – Этот приток капитала привел, во-первых, к строительному буму, а во-вторых, к экстремальной неустойчивости банковской системы. Банковские проблемы подстегнуло и неумелое управление рисками... Банки стали причиной начала экономических проблем всего Кипра – а не наоборот".

В Европейской комиссии в то же время уверены, что не налогоплательщики, а вкладчики должны платить за банкротство банков. Но жителям Кипра, исправно платящим налоги, все равно придется нести убытки: ожидается, что до 2015 года падение экономики Кипра составит 13 процентов. Для сравнения, в Греции за пять лет экономика упала на 25 процентов. Вообще падение экономики касается не только каждой отдельной страны Евросоюза, но и влияет на соседние страны: проблемы в Греции, а не только офшорный банковский сектор, привели к тому, что финансовая система Кипра оказалась на грани краха. По этой причине разрастание кризиса в странах еврозоны не прекратится и в будущем. Недавно в Брюссель с просьбой помочь обратилась Словения, которая попросила кредит, чтобы избежать финансового коллапса.

На данный момент из 27 стран Евросоюза только пять сохраняют самый высокий кредитный рейтинг – AAA: Германия, Голландия, Финляндия, Норвегия и Швеция. А в странах, рейтинги которых понижались в последние несколько лет, ситуация пока не свидетельствует о возвращении к прежним экономическим показателям. Португалия и Ирландия, получившие кредиты на спасение экономики, попросили продлить сроки их выплаты. В Испании не могут остановить растущую безработицу, ныне составляющую 27 процентов работоспособного населения.

Сложившаяся ситуация отчасти связана со стремлением спасти евро во что бы то ни стало – путем кредитов и кардинального сокращения дефицита бюджета. Сторонником такого вывода из кризиса выступает Германия, представители которой утверждают, что именно это способно вернуть странам еврозоны и всему ЕС желаемый экономический рост. Свежие данные свидетельствуют о том, что многие страны действительно добились значительных успехов в сокращении государственных расходов: если в 2009 году в среднем дефицит бюджета в странах ЕС составлял 6,9 процентов ВВП, то по итогам прошлого года этот показатель – 4,4 процента. Достигается это путем сокращения социальных программ, увольнений чиновников и повышения потребительских налогов. Но эти методы приводят к продолжающемуся падению – например, в Великобритании, после публикации данных о росте экономики за первый квартал этого года заговорили о возможности наступления уже третьей рецессии (что противоречит привычному до этого времени правилу о наступлении рецессии только два раза подряд), а в Чехии рецессия продолжается уже более года, и наиболее пессимистичные экономисты прогнозируют падение экономики в ближайшие несколько месяцев. Режим экономии приводит и к сокращению потребления даже в тех странах, в которых экономика ведет себя по сравнению с югом Европы относительно благополучно – например, во Франции.

Кроме снижения расходов бюджета страны ЕС пока не нашли способов вернуть экономический рост. А вот Кипр, предвидя грядущее снижение доходов от банковского сектора, уже успел разработать программу вывода страны из кризиса – правительство окажет поддержку туризму. Чтобы сдержать прогнозируемый рост безработицы, неминуемо связанный с падением экономики, Никосия будет частично финансировать зарплату 6 тысяч работников туристического сектора. Налоговые субсидии предусмотрены для тех компаний, которые создадут новые рабочие места, а молодежи, среди которой уровень безработицы выше, будет предложена государственная и церковная земля для выращивания продуктов сельского хозяйства. Кипр надеется, что начнет получать доходы от продажи газа, месторождения которого были обнаружены недавно у побережья острова. Но все это сопряжено с новыми расходами – а Кипру, как оказалось, понадобится дополнительно 5,5 миллиардов евро сверх того, о чем говорилось во время переговоров с тройкой кредиторов три недели назад. Где найти недостающие средства, уже частично известно, но списания с депозитов покроют лишь часть требуемой суммы. Редактор БиБиСи Гэвин Хьюитт, например, в своем блоге предлагает: можно начать распродавать золотовалютные резервы, раз уж было решено не возлагать на плечи налогоплательщиков бремя обанкротившихся банков.