Тоталитариум имени Джорджа Оруэлла


Одной из важнейших мировых тем последних недель продолжает оставаться скандал вокруг бывшего сотрудника технического отдела ЦРУ Эдварда Сноудена, который разоблачил своих прежних работодателей. Напомню, что американец, ныне скрывающийся от властей США в Гонконге, раскрыл факт контроля американских спецслужб над Google, YouTube, Yahoo!, Facebook, Skype, Microsoft, Apple и другими компаниями с мировым именем. Сноуден отметил, что спецслужбы США, в первую очередь, Агентство национальной безопасности, контролируют переписку, списки контактов, содержание разговоров и прочие процессы, неотъемлемо связанные с деятельностью человека во всемирной паутине.

Скандал получился таким мощным, что разоблачитель стал всерьез опасаться за свое будущее, поскольку за раскрытие подобной информации в США можно поплатиться головой. В мировом масштабе шум поднялся нешуточный, и представителям названных компаний не осталось ничего другого, как краснеть, оправдываться или неуклюже опровергать утверждения Сноудена. В основном ответы этих компаний сводились к тому, что «да, нас контролируют, но немножко, не всегда, не всех и не везде».

Однако масла в огонь подлило само американское правительство, которое не только не стало отрицать факт слежки, но и отметило, что, дескать, контролю подвергаются не граждане США и контроль этот осуществляется ради борьбы с международным терроризмом.

Апофеозом скандала стала недавняя публикация в британской газете The Guardian. В распоряжении журналистов оказались некие документы, свидетельствующие о том, что в 2009 году, когда Британия принимала саммит «Большой двадцатки», англо-американские спецслужбы проводили прослушивание и перехват телефонных переговоров лидеров других государств, в том числе тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Интересно, как это трактовал бы Вашингтон? Является ли прослушивание бесед Медведева подспорьем в борьбе с международным терроризмом?

Помимо этого, пишет The Guardian, на саммите был открыт специальный информационный центр, где работали не только журналисты, но и делегаты стран-членов G-20. Этот центр был создан так, чтобы полностью контролировать Интернет-переписку указанных лиц. Согласимся: очень сложно доказать мировому сообществу, что служебная переписка какого-нибудь китайского дипломата или итальянского журналиста может помочь в борьбе с международным терроризмом.

В довершение всего Вашингтон признал использование беспилотных летательных аппаратов с разведывательными целями на территории США. Словом, в результате разоблачений человечество обзавелось вторым Джулианом Ассанжем и, видимо, окончательно убедилось в том, что мы живем в очень странном мире, где свобода и неприкосновенность грубо попираются во имя борьбы с терроризмом, который посягает всё на ту же свободу и неприкосновенность! Единство и борьба противоположностей, диалектика современного развития в его самом выпуклом виде.

Скандал с Эдвардом Сноуденом обнажил сложную философию сегодняшней жизни. С одной стороны, мир устал от терроризма, распространения оружия массового поражения и других «прелестей». С другой стороны, получается так, что борьба с этим злом оборачивается многократно более жестким контролем, который разрушает фундаментальные права и свободы граждан.

Тайна личной переписки – святая святых в демократическом обществе, но сегодня она более не является той ценностью, той самоцелью, каковой она задумывалась и закладывалась в основу правового государства. Скажу жестче: под борьбу с терроризмом можно подвести всё что угодно; соблазн или, если хотите, опьянение от технического и военного могущества может легко вскружить голову главным борцам с террором, дав им право на контроль над письмами, разговорами и др.

…Когда-то на лекциях по политологии мы, изучая тему тоталитаризма, пытались дать ответ на вопрос, почему классические тоталитарные государства появились только в 20-м веке, хотя разного рода тиранов, сатрапов, деспотов и диктаторов во все времена было хоть отбавляй? Ответ оказался простым и поразительным: потому что в прежние века не было технических средств для контроля над обществом. В самом деле, у инквизиции не было радио и телевидения, а в Древнем Риме не было беспилотников.

Сталинский СССР и нацистская Германия были хрестоматийными образцами тоталитарных государств, но даже они на фоне сегодняшних постиндустриальных обществ с высочайшим уровнем информатизации всех сфер жизни выглядят жалкими двоечниками. Социальные сети, системы электронных платежей, биометрические документы и прочие скайпы стали превосходным механизмом глобальной слежки за потенциально неблагонадежными индивидами. В условиях развития технических средств коммуникации неизбежно и усиление контроля над его участниками. Увы, но приходится констатировать, что пока никто и ничто не в состоянии помешать «преемнику» оруэлловского Старшего Брата следить за нами сегодня. А вдруг завтра мы позволим себе двоемыслие?