Александр Руцкой вспоминает события октября 1993 года и отвечает на вопросы о своих эмоциях и чужом оружии
Радио Свобода продолжает знакомить вас с мнениями и воспоминаниями участников трагических событий осени 1993 года в России. Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Александр Руцкой, с 1991 по 1993 год занимал пост вице-президента России. В событиях осени 1993 года выступил на стороне Верховного Совета, считался одним из ключевых противников президента России Бориса Ельцина. Несколько месяцев провел в тюрьме, освобожден по амнистии. В 1996-2000 годах был губернатором Курской области. В 1998 году ездил "за поддержкой", как писали СМИ, в Москву к Владимиру Путину, в то время – руководителю Главного контрольного управления. Сейчас занимается бизнесом.
С Александром Руцким корреспондент РС беседовала в фойе московского Центра документального кино, куда генерал пришел на пресс-показ фильма корреспондента НТВ Владимира Чернышева о событиях октября 1993 года. Рядом находился бывший министр внутренних дел России Андрей Дунаев, который иногда высказывал свое мнение.
– Александр Владимирович, чего вы ждете от показа фильма?
– 18 лет кряду сплошная ложь по тем событиям, что произошли в 1993 году! В последние два года начинают пробиваться ростки правды. Я это всячески поддерживаю вот из каких соображений: не для того, чтобы с кем-то свести счеты, а для того, чтобы люди узнали правду об этих трагических событиях, чтобы это более никогда не повторилось. Потому что это братоубийственная война, самоедская. Вот говорят: а что ж тогда не победили, могли ли вы победить? Да не нужна была никакая победа, нужно было спокойно развести мосты. Предлагалась нормальная формула: одновременные выборы парламента и президента страны. Но жажда власти, и об этом пишет Александр Коржаков в своей книге "От рассвета до заката", помешала.
– Ельцин отказался от этого предложения: одновременные выборы депутатов и президента?
– Да. И когда говорят, что Руцкой пытался захватить власть через 15 минут после того, как Съезд на основании решения Конституционного суда меня назначил исполняющим обязанности президента… Я написал заявление собственноручно: в предстоящих одновременных выборах парламента и президента России я, Руцкой Александр Владимирович, участвовать не буду.
– Почему?
– А потому что это чисто принципиальная позиция: чтобы никто не думал и никогда не говорил, что я подпиливал Ельцину стул и рвался к власти. Я хотел одного: чтобы экономические реформы были не в интересах списка журнала "Форбс", а в интересах населения страны. К глубокому сожалению, я оказался прав – вот чем закончилась эта приватизация: произошло тотальное обнищание населения, грохнулся промышленный потенциал, сельскохозяйственный, оборонный комплекс. Ну и, спустя пять лет после 1993 года что было? Дефолт. Неспособность страны платить по долгам. Это самое позорное, что может быть. Вот к чему пришли. А это было изначально понятно, куда мы идем. Поэтому, когда говорят "конституционный кризис" – не было никакого конституционного кризиса. Все законодательные инициативы, с которыми выступал Ельцин (я имею в виду внесение изменений в Конституцию), все вносилось (в том числе и должность президента России) в Конституцию решением Съезда народных депутатов. И никто ему не мешал, да.
А дальше – кто мог согласиться с этой безумной приватизацией, когда было понятно, что национальное достояние страны присвоит кучка проходимцев? Ну сами подумайте: нефть, газ, промышленный потенциал, заводы как могут принадлежать какому-то физическому лицу, которое и пальцем не ударило для создания этого производства? Это называется национальное достояние. Мы предлагали поэтапную приватизацию. Сначала приватизировать сферу обслуживания: кафе, рестораны, столовые, парикмахерские – зачем они государству? На первом этапе откатать процесс проведения приватизации. Но опять же, приватизация предлагалась на конкурсной основе, передачей собственности в управление. А далее, в соответствии с договором, считалось: сколько стоит переданный в управление объект, и человек потом выкупал бы его в ипотеку. А деньги пошли бы в фонд социального развития страны. Это цивилизованная приватизация. И деньги мы бы получали для того, чтобы решить социальные проблемы: построить школы, больницы, поликлиники, спортивные комплексы, инфраструктуру, дороги.
Сумасшедшие деньги, просто сумасшедшие! Представьте себе, Каха Бендукидзе выкупил "Уралмаш", выкупил за 450 тысяч долларов. Вы представляете себе, что это такое? А "Форд-Находка" выкуплен за 120 тысяч долларов! Приличный автомобиль дороже стоит. Когда сейчас говорят: "Путин, Путин!" Минуточку, а кто рассчитался с внешними долгами? Внешние долги были такие, что мы даже не способны были их выплатить. В одночасье закатили страну... Сразу решить проблемы невозможно, потому что возьмите статсборник и посмотрите, какой урон был нанесен нашей стране фашистской Германией за годы Великой Отечественной войны, а потом посмотрите на показатели 1998 года. Сейчас, чтобы вырулить, надо минимум лет 15-20 еще. Потому что сегодня мы живем только за счет энергоресурсов. А теперь надо промышленный потенциал восстановить. Не только восстановить – он уже устарел за это время. Если бы он работал в интересах страны, если бы внедрялось современное технологическое оборудование, мы бы об этом с вами не говорили. Но даже после приватизации металлургических, химических комбинатов, вы думаете, там идет обновление оборудования? Нет, там просто выдавливают из последнего все, что можно выдавить.
– Кто лгал про события 1993 года?
– Давайте возьмем архивные видеозаписи телепередач с 21 сентября по 5 октября, хотя бы этот этап. С экрана телевидения неслось: "Снайперы Верховного Совета". Оказалось, что это снайперы не Верховного Совета!
Представьте себе, что вы находитесь в помещении, и со всех сторон по зданию бьют из артиллерийских орудий. Как вы себя чувствовать будете?
Мало того, этот государственный переворот получил и дипломатическое сопровождение: Козырев находился в США и там обеспечил дипломатическое прикрытие государственного переворота. Закрытыми указами Ерину было присвоено звание Героя России. Командиру танковой дивизии, которая стреляла, – звание Героя России. А потом, буквально спустя год-полтора все получили пинок: Грачев, Ерин, Козырев, Филатов – всех вышвырнули на улицу из Кремля. Если мы не хотим повторения тех событий, значит, люди должны знать правду.
– Почему раньше, по-вашему, не говорили эту правду?
– Потому что есть такое понятие: ответственность. Если совершено преступление, за него надо отвечать.
– А срок давности еще не прошел, по-вашему?
– Такие преступления срока давности не имеют.
– Многие восприняли как провокацию ваш призыв авиации бомбить Кремль. 2 октября в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Руцкой призвал: "Товарищи, поднимайте самолеты, летите бомбить Кремль!"…
– Что касается авиации – это эмоциональный всплеск. Представьте себе, что вы находитесь в помещении, и со всех сторон по зданию бьют из артиллерийских орудий. Как вы себя чувствовать будете? Это эмоциональный всплеск и не более того. А что касается здания мэрии, так это была чистой воды провокация, потому что с 16 и 17 этажа открыли огонь по демонстрации, которая шла разблокировать Верховный Совет. Поэтому я дал команду поймать уродов, которые стреляют по людям, а они ушли через гостиницу "Мир", которая примыкает к зданию СЭВ, к мэрии. А в гостинице "Мир" находился штаб внутренних войск и милиции. Так кто стрелял по демонстрации? А что касается Останкино, люди туда пошли – не только Макашов, но и депутаты. Есть закон о средствах массовой информации, надеюсь, вы его знаете. В соответствии с законом народные депутаты имеют право выступить по СМИ и высказать свою позицию. Прибыли в Останкино, требовали и просили – предоставить возможность выступить по телевидению и рассказать, что происходит в Москве. Не дали.
– А грузовиками зачем?
– А дальше пошло! Ну, 14 суток врать – как вы думаете, как можно это все терпеть? Возьмите архивные видеозаписи и стоп-кадрами посмотрите, откуда стреляют в Останкино. Из здания по людям на площади перед Останкиным и из боевых машин пехоты, из крупнокалиберных пулеметов, КПВТ называется, бьют по людям. Кто находился в здании? Внутренние войска, милиция, в боевых машинах пехоты – офицеры и солдаты внутренних войск. Кто им дал команду стрелять по людям? И тот же Ситников – солдат, в убийстве которого обвиняли тех, кто пытался проникнуть в Останкино? А следствие доказало, что он был убит выстрелом изнутри здания. Точно так же, как и в монтажной, где ни одного окна нет, убит инженер. Была проведена дактилоскопическая экспертиза погибших. Так вот, из оружия, изъятого из Верховного Совета, ни одного человека не убито. Так кто убил?
– Почему говорили о снайперах Верховного Совета?
– Помните, был такой журналист Марк Дейч. В журнале "Столица" Дейч опубликовал интервью с генералом ФСБ по вопросу, чьи были снайперы. Дословно я не могу цитировать, но суть в следующем. Этот генерал говорит Марку Дейчу: "Коржаков во Внукове встретил спортивного телосложения 25 ребят. Сели в автобусы, уехали во Фрязино. Там находится бригада спецназа внутренних войск. Там получили снайперские винтовки". Так чьи были снайперы? Снайперских винтовок в Верховном Совете не было…
– Александр Баркашов выступал на стороне Верховного Совета....
– А тогда почему его не арестовали, если это было так?
– Он говорит как раз, что убежал.
– Все, кто мало-мальски руководил тем, что происходило у Верховного Совета, были арестованы.
– То есть вы его туда не звали?
– Ну вы же взрослый человек, ну в самом деле, что вы такое спрашиваете!
– Баркашов говорит, что его позвал Владислав Ачалов.
– Да ну, какой Ачалов? (Находящийся рядом Андрей Дунаев не выдерживает и добавляет: "Вообще-то, мог. Баркашов действительно дружил с Ачаловым". Владислав Ачалов был назначен министров обороны России 22 сентября 1993 года, смещен с должности 4 октября. Александр Баркашов – лидер движения "Русское национальное единство", боевики которого принимали участие в вооруженной защите Белого дома и других событиях в Москве. – РС).
– Это то же самое, что нападение на штаб СНГ на Ленинградском проспекте! Когда изъяли оружие у нападавших, на всем оружии были спилены номера. А в Верховном Совете оружие не появилось в одночасье. Служба безопасности Верховного Совета была создана постановлением Верховного Совета? А кто был председателем Верховного Совета сначала? Ельцин. Своим постановлением он создал службу безопасности Верховного Совета. И там в ружпарке находилось табельное оружие службы безопасности Верховного Совета. Если оно выдавалось защитникам Верховного Совета, то вот, допустим, он пришел, сдает паспорт, ему выдают автомат, записывают номер. Отдежурил, сдаешь автомат, получаешь паспорт назад.
– Сколько было приднестровских добровольцев в Москве и как они появились?
– Ну как считать? Приходят люди, проходили коммуникациями водоотводными... Коммуникациями через метро приходили. Посчитать людей, кто откуда, было невозможно.
– Это не вы их позвали из Приднестровья?
– А как мы можем их звать, если у нас связь отключена? Электричества нет, воды нет. Одно кольцо колючей проволоки и милиция, второе кольцо проволоки и внутренние войска, третье кольцо…
– Но почему именно Приднестровье?
– Ну, пришли ребята, молодцы, защищать Конституцию. А управлять этим процессом – ну это, по сути, стихийное бедствие, как управлять, когда нет рычагов управления?
– Вы что-то сделали не так: большинство-то поддержало Ельцина.
– Поддержала
А что, вы считаете, это нормально – из танков лупить по Верховному Совету? Ставить людей к стенке и расстреливать?
– Почему вас так быстро амнистировали?
– Для того, чтобы не допустить передачи материалов дела в суд.
– Чего боялись?
– А что, вы считаете, это нормально – из танков лупить по Верховному Совету? Ставить людей к стенке и расстреливать?
– Есть и другое объяснение: амнистировали ради мира, против гражданской войны.
– Ну, слушайте, это говорят те, кто ничего не понимает в тех событиях. Решение расстрелять парламент – это преступление. Мнение мое ни тогда, ни сегодня не изменилось. Каждый год в подсознании я вспоминаю это время и сожалею, что погибли люди, но подсознание обостряется именно в эти даты. Погибшие – основная масса из них была просто расстреляна: ставили к стене и расстреливали пьяные омоновцы. Я считаю, что не было ни с той стороны победы, ни с этой стороны. Были уничтожены реальные возможности становления России в новых формах экономических отношений. Вспомните, основной аргумент Ельцина был в том, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов мешает проводить реформы. Но вот с 1993 по 1998 год Верховного Совета не было, Съезда не было, была ручная Государственная Дума. Вот результат реформ. Ну и еще война в Чечне, обнищание населения страны, невыплата заработных плат и так далее.
О победе не следует говорить, просто было уничтожено реальное движение России к новым формам экономических отношений. Тогда неистово поддерживали Ельцина, а сегодня те же люди дружно заголосили: "Лихие 90-е, коррупция, разграбление страны". Я таких людей называю "флаги на бане". Знаете, если на бане поставить флаг, то в какую сторону ветер – в такую и будет флаг отклоняться. Вот так же себя ведут эти люди.
– Расскажите о "чемоданах Руцкого". Были ли документы о коррупции в окружении президента хоть когда-то, хоть в каком-то виде опубликованы?
– Это выдуманный афоризм, "чемоданы Руцкого". Даже их посчитали. Некоторые говорят – 11, 12, 14, некоторые говорят – 20 чемоданов "компромата". Ну, откроем толковый словарь Даля или Ожегова и посмотрим, что такое "компромат". Это компрометирующие материалы. Этим межведомственная комиссия, которой я руководил, не занималась. Она занималась изучением, анализом документов, вышедших из правительства и из администрации президента. Это распоряжения и постановления правительства, распоряжения и указы президента, касавшиеся материальных и финансовых ресурсов. То есть направляются куда-то материальные ресурсы, и смотрим: а что вернулось взамен? На этом, собственно говоря, и основывалась работа межведомственной комиссии. По итогам работы я еженедельно, в соответствии с указанием Ельцина, писал ему докладную. О том, что ну просто идет наглое тотальное разграбление страны. Это если в общем.
– И почему тогда не удалось...
– А почему не удалось: меня вот 4 октября ночью упаковали в Лефортово, и в эту же ночь все сейфы были вскрыты и все материалы работы межведомственной комиссии похищены. Кто мог вскрыть сейфы и похитить материалы межведомственной комиcсии в Кремле? Вот и все.
(Находящийся рядом Андрей Дунаев говорит: "Ну, что-то может быть, осталось". – РС).
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Тем, что мне нравится.
– А конкретнее?
– Когда человек свободен, он избирает тот ракурс своей деятельности, который ему приемлем. Я не чиновник, поэтому делаю то, что мне нравится.
– В политику снова не собираетесь?
– Было несколько попыток: меня не регистрируют или снимают с регистрации.
– В Курской области баллотироваться губернатором не собираетесь?
– Там еще долго, аж до 2015 года действуют полномочия нынешнего губернатора. Его, видимо, решили сделать пожизненным за "выдающиеся заслуги", потому что область вернулась в то состояние, в котором была в 1996 году. Я принял область – дефицит бюджета был 45%, а в 2000-м, несмотря на кризис в масштабах страны, область закончила с профицитом в 12%.
– А в депутаты?
– Мне это неинтересно.
- Вы знаете Григория Мирошника, такой, мягко говоря, не очень честный человек (четырежды судимый; один из бенефициаров крупного бартерного контракта из так называемого "досье Салье" – депутатского расследования Ленсовета 1992. – РС)? Этот человек говорил, что он ваш помощник….
– Там не было Мирошника в Верховном Совете.
– А вообще он вашим помощником был?
– Не знаю, спросите у него! Бывает, до сих пор моими помощниками представляются "дети лейтенанта Шмидта", – сказал Александр Руцкой.
Газета "Коммерсант-daily", 21 февраля 1998 года: Выйдя на свободу, Григорий Мирошник устроился на работу гендиректором концерна "Интеркомцентр Формула-7". Летом 1991 года он поехал в Германию и стал уговаривать руководство Западной группы войск отдать ему на реализацию товары из "Военторга". Предложение казалось военным выгодным и правильным. <…> Военные поверили, что Мирошник не только гендиректор фирмы, но и помощник вице-президента России Александра Руцкого (это Генпрокуратура сейчас отрицает). Поэтому начальник главного управления торговли Министерства обороны СССР генерал-лейтенант Николай Садовников и велел выдать Мирошнику товаров на DM 18 млн. В сентябре 1991 года по приказу Садовникова советские товары на военно-транспортных самолетах были возвращены на родину. Там Мирошник и получил их со склада по доверенности. Прошло три месяца, то есть вышел срок, по окончании которого Мирошник должен был вернуть советской армии деньги за ввезенные в Советский Союз товары. Любопытно, что и советская армия, и Советский Союз к тому времени свое существование прекратили... Но генералы все ждали денег. Сначала ждал генерал Садовников, потом – сменивший его на посту начальника главного управления торговли Григорий Каракозов. Он пожаловался на предпринимателя в Генпрокуратуру России, попросил возбудить уголовное дело и принять меры по розыску Григория Мирошника. Однако это оказалось делом непростым. Генпрокуратура не считает Мирошника бывшим помощником Руцкого, однако это не помешало бизнесмену вылететь с вице-президентом в Испанию на одном самолете.