Гори, гори ясно!

Рабочие укладывают асфальт в Олимпийском парке Адлера

Главная песня Олимпиады
Солидные силы были задействованы и, чует мое сердце, солидные деньги потрачены структура под названием "Культурная Олимпиада "Сочи 2014" и Сбербанк России официально представили Гимн болельщиков. Объявлено, что во время зимних Игр это произведение станет звучать на всех олимпийских объектах и вообще будет главной песней предстоящих соревнований. Иными словами (воспользуемся специальным термином), это текст повышенной значимости.

Чтобы составить представление о гимне, сочиненном солистом группы "Токио" Ярославом Малым, вполне достаточно цитаты:

Шаг вперед к своей звезде навстречу!
Шаг вперед! Твой путь судьбой отмечен!
Этот миг уже не повторится!
Ты готов к своей мечте стремиться!
Верь! Люби! Гори! Не сомневайся!
Все в твоих руках – почувствуй силу!
Нет границ! Иди и помни то, что
Жизнь – игра! Возьми свою вершину!

Даже государственные гимны нередко бывают, тут уместно гоголевское слово, приглуповаты. И ничего, к ним привыкают. При частом повторении чрезмерный пафос перестает казаться невыносимым и банальный набор слов не раздражает. Такой уж это жанр. В конце концов, строчка "Нам силу дает наша верность Отчизне / Так было, так есть и так будет всегда" ничем не хуже (впрочем, и не лучше тоже), чем "Шаг вперед к своей звезде навстречу! / Шаг вперед! Твой путь судьбой отмечен!".

Однако если уж взялся славословить, то следует избегать двусмысленностей, неоднозначных толкований, а этот огрех в Гимне болельщиков есть. Утверждение "Жизнь – игра!" автоматически вызывает в памяти широко разошедшееся на цитаты, прочно укоренившееся в русской культурной памяти начало арии Германа: "Что наша жизнь? Игра…". Как известно, персонаж из "Пиковой дамы" плохо кончил. Стоило ли текстуально сближать его со спортсменами, которым желаешь всяческих достижений?

Между прочим, сближение подкреплено еще и строчкой гимна "Твой путь судьбой отмечен!". Задумаемся, какова эта судьба, если злосчастный герой Пушкина и Чайковского был не столько страстным картежником, сколько жертвой рока. Иными словами, судьбы.

Нежелательный комический эффект возникает еще в одном случае, но тут уж не автор виноват, а жизнь внесла коррективы. После того, как все сбились со счета, сколько раз гасли неугасимые факелы, и эстафета олимпийского огня превратилась в посмешище, призыв "Верь! Люби! Гори!" кажется кощунственным, сродни пожеланию провала. А ведь есть еще фраза из припева, где продолжает развиваться идея горения: "Зажигая сердца, зовет за собой, / объединяя весь мир, олимпийский огонь!".

Метафора, конечно, затертая, зато не пожароопасная. Этот огонь если и зажжет чье-то сердце, то при переходе к следующему непременно потухнет.