"Женева-2": дата назначена, надежд мало

Спецпредставитель ООН в Сирии Лахдар Брахими

Эксперты сомневаются в успехе Женевской конференции по урегулированию ситуации в Сирии, назначенной на январь
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил в понедельник о том, что 22 января в Женеве начнется международная конференция, в которой примут участие представители властей и оппозиции Сирии. Формальной ее целью является создание переходного правительства. Однако, как соглашаются даже организаторы конференции, надежд на успех этого начинания мало.

Заявление о согласовании даты начала мирной конференции было сделано после того, как участвовать в ней согласились представители сирийской национальной коалиции, объединяющей умеренные оппозиционные силы и признаваемой многими западными столицами в качестве легитимного представителя сирийского народа. Объявляя о созыве конференции, генеральный секретарь ООН сделал акцент на том, что целью переговорного процесса будет осуществление задач, определенных в так называемом Женевском коммюнике, подписанном в июне 2012 года. Главная из них – создание переходной администрации, обладающей полномочиями исполнительной власти, включая контроль над армией и службами безопасности.

Неизвестно, будет ли допущен к участию в работе конференции Иран. Москва решительно настаивает на этом, Вашингтон же до сих пор не соглашался
Ничего другого о подробностях первых прямых переговоров оппозиции и сирийских властей не сообщается. Как предполагают аналитики, скорее всего, еще ничего не известно и самим организаторам переговоров, если судить по тому, что не определены даже участники конференции. Специальный представитель ООН в Сирии Лахдар Брахими дал понять, что он рассчитывает на то, что сирийская национальная коалиция будет не единственным представителем оппозиции на этих переговорах, хотя она, по его словам, будет играть "важную роль" в формировании делегации. Неизвестно, будет ли допущен к участию в работе конференции Иран. Москва решительно настаивает на этом, Вашингтон же до сих пор не соглашался. Главное формальное возражение Соединенных Штатов состояло в том, что Тегеран отказался поддержать ключевой тезис Женевского коммюнике, заключающийся в том, что формирование переходного правительства Сирии возможно только на основе обоюдного согласия сирийских властей и оппозиции. Сторонники сирийской оппозиции считают, что это положение гарантирует отстранение от власти Башара Асада, который неприемлем для оппозиции в любой роли.

Комментируя сообщение о назначении даты начала конференции, госсекретарь США Джон Керри заявил, что определение участников конференции и даже повестки дня – дело будущего. Американские эксперты указывают на очевидные препятствия к успеху новой попытки сирийских мирных переговоров. Вот что говорит в интервью Радио Свобода Роберт Фридман, профессор университета Джонса Хопкинса:

На переговорах будет представлена сравнительно небольшая прослойка оппозиции, хотя и поддерживаемая Соединенными Штатами
– В переговорах согласилась принять участие только одна оппозиционная группа – сирийская национальная коалиция. Только что организованный исламский фронт, насколько я понимаю, не выразил своего согласия, равно как этого не сделали и радикальные исламские группы. То есть на переговорах будет представлена сравнительно небольшая прослойка оппозиции, хотя и поддерживаемая Соединенными Штатами. Далее непонятно, удалось ли России убедить Асада снять его предварительное условие: не вести переговоров с теми, кого он клеймит в качестве террористов и их сообщников. К числу "сообщников" он относит Турцию и Саудовскую Аравию. Это очень серьезные сомнения, которые пока не были рассеяны.

– Как вы считаете, есть ли сейчас у Асада интерес к ведению переговоров, ведь его позиция не выглядит столь шаткой как, скажем, год назад?

Асад рассчитывает воспользоваться переговорами для того, чтобы выиграть время, не подвергая себя опасности непредсказуемых действий со стороны Соединенных Штатов или других западных столиц
– Лишь в прошлые выходные в результате взрыва на военной базе рядом с Дамаском, организованном повстанцами, были убиты десятки солдат и несколько генералов. Продолжаются бои в пригородах Дамаска и в Алеппо. Режим Башара Асада потерял контроль над северо-востоком страны, перешедшего в руки курдов, которые взяли верх над группами, связанными с Аль-Каидой. Можно сказать, что общий баланс сил начал склоняться в его пользу, но, даже несмотря на мощную поддержку со стороны Ирана и боевиков группы Хезболла, он не способен одержать решительную победу. В такой ситуации, я думаю, Асад рассчитывает воспользоваться переговорами для того, чтобы выиграть время, не подвергая себя опасности непредсказуемых действий со стороны Соединенных Штатов или других западных столиц. Он, видимо, верит, что оппозиция, не получающая ощутимой военной помощи, в конце концов потерпит поражение. Мало того, вступление сирийских властей в переговоры с оппозицией помогает укрепить имидж Владимира Путина, который может показать себя в роли важного игрока на международной арене.

– Какой вам видится роль России в этой ситуации?

– Путин играет в Россию – крупную международную силу. Именно это было причиной визита Лаврова и Шойгу в Египет на прошлой неделе. Это причина для передислокации кораблей в Средиземное море, для инициирования этой Женевской конференции. Все это сродни участию Москвы в израильско-палестинском мирном процессе – они ходят быть на виду, но это не означает, что они намерены способствовать разрешению проблемы.