Владимир Путин проверяет олимпийские объекты в Сочи, которые, как признали инвесторы, не окупятся никогда
Российский президент Владимир Путин в среду, 27 ноября, провел инспекцию олимпийских объектов в Сочи. Тем временем правительство страны по-прежнему не знает, как помочь занятым в их строительстве инвесторам, испытывающим большие сложности с обслуживанием привлеченных государственных кредитов.
Согласно заявлению российских властей, к сегодняшнему дню все основные строительно-монтажные работы на олимпийских объектах в Сочи уже закончены, полностью стройка должна быть завершена до 25 декабря – речь идет, в основном, о благоустройстве территорий, высадке деревьев и укладке газонов. Однако на этом проблемы самого масштабного для России проекта последних лет, похоже, только начинаются. Несколько крупных компаний, занятых в строительстве олимпийских объектов, еще весной обратились к властям с просьбой помочь им в обслуживании кредитов, привлеченных на эти цели в государственной корпорации "Внешэкономбанк". Но решения правительства до сих пор нет.
Общая сумма этих займов составляет 240 миллиардов рублей, из них проблемными считаются 190 миллиардов
– То, что такие проблемы будут, инвесторам было ясно, хотя инвесторами их можно называть достаточно условно. Они же понимали, что Олимпиада – это святое, что если надо построить, то построят, денег нет, но кредиты дадут. В этом сомневаться не приходилось и не приходится сейчас. Но если задаться целью вернуть эти кредиты в установленные сроки, то сделать это не удастся. Да и большой вопрос – можно ли будет их вернуть даже в обозримом будущем?
Сложности с кредитованием олимпийского строительства в Сочи предвидел и профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. Однако такая ситуация, по его словам, в принципе характерна для многих крупных и значимых для страны проектов, в реализации которых заинтересовано государство:
Государство имеет право на какие-то глупости, которые мы можем не понимать, поскольку они будут не экономическими
Сейчас, как пишет газета "Ведомости", правительство рассматривает несколько вариантов помощи олимпийским инвесторам и Внешэкономбанку, столкнувшимся с ожидаемыми вообще-то проблемами. В частности, обсуждается предоставление налоговых льгот участвующим в процессе компаниям, субсидирование выданных кредитов и возможность их пролонгации. В том, что эти кредиты в итоге будут реструктурированы, Игорь Николаев, например, ничуть не сомневается:
Профессионалы из банковской сферы понимали, что в назначенные сроки кредиты возвращаться не будут
Схожего мнения придерживается и Иван Родионов. Он уверен, что государство в этой ситуации обязательно поможет и компаниям, и Внешэкономбанку:
В стране есть множество других проектов, которые так же неэффективны и бессмысленны с экономической точки зрения
Однако урегулирование проблем с фактически государственными кредитами, выданными на строительство объектов сочинской Олимпиады, не решает вопрос с их использованием после завершения игр. Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что инвесторы, вложившие в их сооружение в том числе и собственные средства, постараются от них избавиться по причине нерентабельности:
Практически все эти объекты будут использоваться не очень эффективно, мы будет нести большие убытки
Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов, в свою очередь, также не видит светлого будущего у олимпийских объектов Сочи. Однако он считает, что в этом случае ни на что другое инвесторы рассчитывать и не могли:
– Я, например, прекрасно помню, что было с экономикой спортивных объектов после Олимпиады 1980 года в Москве. Конечно, объекты останутся, никуда не денутся, никто их никуда не унесет. Но было бы наивно верить в то, что они будут давать сколько-нибудь существенную экономическую отдачу, которая позволит их окупать в условиях дорогих кредитов в нашей стране. Какой спортивный объект может рыночно погашать кредит под высокую ставку? Да никакой!
В целом, согласно официальным данным, затраты России на Олимпиаду в Сочи, включающие строительство спортивных объектов и инфраструктуры, составят полтора триллиона рублей. Но с учетом проблемных проектов, которые вряд ли способны приносить заметную прибыль владельцам, расходы государства на их содержание в перспективе будут только расти.