Если Украина пойдет по европейскому пути, Путин не сможет говорить о его неприемлемости в России, считает британский политолог Эдвард Лукас
На Западе получила широкий резонанс серия статей британского политического аналитика, международного редактора еженедельника Economist Эдварда Лукаса, в которых он комментирует ситуацию на Украине. Лукас – крупный специалист по России и Украине, автор ставшей бестселлером книги "Новая холодная война: путинская Россия и угроза Западу". Одну из своих последних статей он озаглавил так: "Как Запад проиграл Украину Путину".
Отказ Януковича подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом британский политический аналитик объясняет чувствительностью Украины к российским экономическим санкциям, часть из которых Москва уже применила. По его словам, решение Украины не подписывать соглашение сбило с толку руководство ЕС: "Чиновники Евросоюза просто не понимают людей типа Януковича и их отношение к политике. Не понимают они и фундаментального принципа внешней политики, который отождествляет национальную безопасность с кольцом экономически слабых сателлитов, находящихся на иждивении Москвы", – считает Лукас. По его словам, европейский проект "Восточное партнерство" мог бы обезопасить сопредельные России государства на постсоветском пространстве как экономически, так и политически. Именно поэтому, по мнению Кремля, этот проект должен быть ликвидирован. Лукас полагает, что если Украина пойдет по пути евроатлантического сотрудничества и преуспеет, это приведет к краху путинского режима, и в Кремле это прекрасно понимают. Накануне очередного визита президента Украины Виктора Януковича Эдвард Лукас дал большое интервью Радио Свобода:
– Доминирующей частью путинской идеологии является положение о том, что Россия – это особая, отличная от европейских государств страна, для которой непригодно все то, что эффективно работает на Западе. Такие ценности европейской цивилизации и культуры, как политическая свобода, экономическая конкуренция, плюрализм мнений, независимая пресса, не годятся, по мнению Путина, для огромной восточной страны с отличной от Европы религией. И если эти ценности приживутся на Украине, если в ней возобладают верховенство закона, политический плюрализм, если она станет процветающей страной с тесными американскими и европейскими связями, то Путину будет крайне затруднительно утверждать, что все это непригодно и для России. Если одна из самых близких к России в культурном отношении восточноевропейских стран выиграет от европейской интеграции, это станет доказательством того, что европейский путь полностью пригоден и для России.
– Почему Россия считает граничащие ней государства зоной своих геополитических интересов?
– Даже небольшие сопредельные страны представляют геополитический интерес для России, не говоря уже об Украине. Россия стремится интегрировать их в свою экономическую и политическую системы. Это важно для нее как в военном отношении, в отношении безопасности, так и экономически: Россия может экспортировать в эти страны вооружение и промышленные товары. Что касается отношения российских властей к Украине, то здесь следует учитывать очень важный аспект: Путин и его окружение не рассматривают Украину как самостоятельное государство, не верят в украинскую национальную идентичность и в уникальность ее языка. Для них суверенное украинское государство – временный фактор. Поэтому неудивительно, что они хотели бы превратить Украину в часть новой российской империи, которая отличается от царской тем, что в ее основании находятся российские энергетические ресурсы (газ и нефть), военная интеграция, экономическая кооперация и общее историческое прошлое.
– Неужели Янукович этого не понимает?
– Видите ли, Янукович просто не понимает до конца сущность европейского выбора. Он никогда не соприкасался с миром высокой политики и дипломатии, ему трудно воспринять концепцию европейских ценностей. Но он хорошо понимает, что ассоциация с Евросоюзом является прямой угрозой для его власти, поскольку соглашение об ассоциации с ЕС предполагает коренную правовую реформу, гарантию независимости прессы, реальную борьбу с коррупцией, честные выборы и создание сильного гражданского общества. Все это приведет к серьезной модернизации украинской политической системы. Это хорошо для Украины, но очень плохо для полуавторитарного режима Януковича, не обладающего политической и экономической конкурентоспособностью. Кроме того, подписание соглашения об ассоциации с ЕС вызовет на первых порах серьезные экономические проблемы на Украине, чья экономика также пока не является серьезным игроком на европейском рынке. И третья, пожалуй, самая важная причина, заставляющая Януковича отказаться от ассоциации с ЕС, – это давление России. В интересах России сделать так, чтобы ее сосед был слаб и нестабилен. Российская концепция безопасности предполагает наличие сильного российского влияния в сопредельных странах. Эта концепция находится в фундаментальном противоречии с геополитической концепцией Евросоюза, требующей наличия сильных, самостоятельных и ответственных государств на его восточной границе. Именно поэтому Россия саботирует проект "Восточного партнерства". Частью этого саботажа и является давление на Януковича и предложение ему "морковки" в виде крупного займа и дешевого газа.
– Вы критикуете руководство Евросоюза и отмечаете, что оно упустило возможность в свое время сблизить Украину с Европой. Как и когда, по вашему мнению, была упущена эта возможность?
– У нас был огромный шанс сблизить Украину с Европой, когда сразу после "оранжевой революции" ее народ был готов принять европейский выбор. Однако мы этого не сделали. В то время, в 2004 году, Евросоюз был слишком занят расширением на восток. Старые члены ЕС просто не понимали, что им делать с новыми восточными государствами. Мы должны были уже тогда обратить внимание на Украину и поощрить ее к разработке необходимых для вступления в ЕС стандартов.
Сделай мы это в то время, и через 10, 15 или 20 лет Украина могла бы войти в состав Евросоюза – все зависело бы от быстроты ее политической модернизации. Это могло стать огромным стимулом для реализации европейской ориентации. Нам следовало поощрять внедрение европейских стандартов во все социальные сферы Украины: в систему образования, здравоохранения, местного самоуправления, культуры, гражданского общества. Мы должны были внушать украинцам, что они европейцы и их место в ЕС, причем делать это повсеместно – идет ли речь о Донецке, Крыме или других регионах. Мы должны были внушать им, что ждем их в европейской семье. И тогда целое поколение украинцев почувствовало бы родственность европейской идеи.
– Чем в нынешней ситуации Евросоюз может помочь Украине сделать выбор в пользу европейской интеграции?
– Мы должны были этим заняться лет 25 назад. Впрочем, и сейчас еще не поздно. Прежде всего, мы должны быть готовы к тому, что Янукович все-таки согласится на подписание соглашения об ассоциации с ЕС. В равной мере нам следует быть готовыми и к противоположному сценарию: если через три месяца Украина объявит дефолт или если примет предложение Путина. На все эти случаи у Евросоюза должны быть заготовлены необходимые меры, причем не только в виде советов, но и в виде конкретной экономической помощи. Конечно, шансы на развитие такого сценария невелики, но нужно быть готовым. Евросоюз обязан должным образом прореагировать и в том случае, если Янукович решит закрутить гайки и пойдет на ужесточение репрессий. В этом случае нужно учесть, что значительная часть денег бизнеса семейства Януковича переправлена на Запад. Необходимо уже сейчас отследить их нахождение на случай, если эти активы понадобится заморозить. Но главная проблема в этом случае возникнет с давлением на Россию. Нам нужно будет решительно сказать ей: "Руки прочь от Украины!" Евросоюзу этого не хотелось, ибо это потребовало бы расследования происхождения находящихся на Западе активов высокопоставленных российских чиновников, бойкота зимней Олимпиады в Сочи, пересмотра сотрудничества с Россией в рамках Всемирной торговой организации, ведь она нарушает принципы свободной торговли, запрещая ввоз украинских конфет, литовского сыра и других продуктов. Кроме того, следовало бы укоротить руки "Газпрому", регулярно нарушающему правила европейского рынка и слишком долго пользующемуся преимуществом практически монопольного присутствия на европейском рынке газа. Это стало бы серьезным предостережением для Кремля.
– Какие уроки должен извлечь Европейский союз из событий на Украине?
– Этих уроков несколько. Один из них связан с недостатком политической компетенции Евросоюза, которому следует осознать, что Россия нанесла ему серьезное стратегическое поражение. Это очень важный урок. Другой урок заставляет нас яснее понять необходимость более тесной кооперации с США при подходе к украинской проблеме. Очень рад, что в последнее время мы стали свидетелями более тесного сотрудничества Евросоюза с США. К сожалению, все эти уроки приходится извлекать за счет страданий украинского народа. Этих страданий можно было избежать, если бы мы позаботились об этом ранее. И это еще один урок, который нам нужно извлечь, – считает британский политический аналитик Эдвард Лукас.
Отказ Януковича подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом британский политический аналитик объясняет чувствительностью Украины к российским экономическим санкциям, часть из которых Москва уже применила. По его словам, решение Украины не подписывать соглашение сбило с толку руководство ЕС: "Чиновники Евросоюза просто не понимают людей типа Януковича и их отношение к политике. Не понимают они и фундаментального принципа внешней политики, который отождествляет национальную безопасность с кольцом экономически слабых сателлитов, находящихся на иждивении Москвы", – считает Лукас. По его словам, европейский проект "Восточное партнерство" мог бы обезопасить сопредельные России государства на постсоветском пространстве как экономически, так и политически. Именно поэтому, по мнению Кремля, этот проект должен быть ликвидирован. Лукас полагает, что если Украина пойдет по пути евроатлантического сотрудничества и преуспеет, это приведет к краху путинского режима, и в Кремле это прекрасно понимают. Накануне очередного визита президента Украины Виктора Януковича Эдвард Лукас дал большое интервью Радио Свобода:
– Доминирующей частью путинской идеологии является положение о том, что Россия – это особая, отличная от европейских государств страна, для которой непригодно все то, что эффективно работает на Западе. Такие ценности европейской цивилизации и культуры, как политическая свобода, экономическая конкуренция, плюрализм мнений, независимая пресса, не годятся, по мнению Путина, для огромной восточной страны с отличной от Европы религией. И если эти ценности приживутся на Украине, если в ней возобладают верховенство закона, политический плюрализм, если она станет процветающей страной с тесными американскими и европейскими связями, то Путину будет крайне затруднительно утверждать, что все это непригодно и для России. Если одна из самых близких к России в культурном отношении восточноевропейских стран выиграет от европейской интеграции, это станет доказательством того, что европейский путь полностью пригоден и для России.
Если европейские ценности приживутся на Украине, Путину будет крайне затруднительно утверждать, что все они непригодны для России
– Даже небольшие сопредельные страны представляют геополитический интерес для России, не говоря уже об Украине. Россия стремится интегрировать их в свою экономическую и политическую системы. Это важно для нее как в военном отношении, в отношении безопасности, так и экономически: Россия может экспортировать в эти страны вооружение и промышленные товары. Что касается отношения российских властей к Украине, то здесь следует учитывать очень важный аспект: Путин и его окружение не рассматривают Украину как самостоятельное государство, не верят в украинскую национальную идентичность и в уникальность ее языка. Для них суверенное украинское государство – временный фактор. Поэтому неудивительно, что они хотели бы превратить Украину в часть новой российской империи, которая отличается от царской тем, что в ее основании находятся российские энергетические ресурсы (газ и нефть), военная интеграция, экономическая кооперация и общее историческое прошлое.
– Неужели Янукович этого не понимает?
– Вы критикуете руководство Евросоюза и отмечаете, что оно упустило возможность в свое время сблизить Украину с Европой. Как и когда, по вашему мнению, была упущена эта возможность?
У нас был огромный шанс сблизить Украину с Европой, когда сразу после "оранжевой революции" ее народ был готов принять европейский выбор
– Чем в нынешней ситуации Евросоюз может помочь Украине сделать выбор в пользу европейской интеграции?
– Мы должны были этим заняться лет 25 назад. Впрочем, и сейчас еще не поздно. Прежде всего, мы должны быть готовы к тому, что Янукович все-таки согласится на подписание соглашения об ассоциации с ЕС. В равной мере нам следует быть готовыми и к противоположному сценарию: если через три месяца Украина объявит дефолт или если примет предложение Путина. На все эти случаи у Евросоюза должны быть заготовлены необходимые меры, причем не только в виде советов, но и в виде конкретной экономической помощи. Конечно, шансы на развитие такого сценария невелики, но нужно быть готовым. Евросоюз обязан должным образом прореагировать и в том случае, если Янукович решит закрутить гайки и пойдет на ужесточение репрессий. В этом случае нужно учесть, что значительная часть денег бизнеса семейства Януковича переправлена на Запад. Необходимо уже сейчас отследить их нахождение на случай, если эти активы понадобится заморозить. Но главная проблема в этом случае возникнет с давлением на Россию. Нам нужно будет решительно сказать ей: "Руки прочь от Украины!" Евросоюзу этого не хотелось, ибо это потребовало бы расследования происхождения находящихся на Западе активов высокопоставленных российских чиновников, бойкота зимней Олимпиады в Сочи, пересмотра сотрудничества с Россией в рамках Всемирной торговой организации, ведь она нарушает принципы свободной торговли, запрещая ввоз украинских конфет, литовского сыра и других продуктов. Кроме того, следовало бы укоротить руки "Газпрому", регулярно нарушающему правила европейского рынка и слишком долго пользующемуся преимуществом практически монопольного присутствия на европейском рынке газа. Это стало бы серьезным предостережением для Кремля.
– Какие уроки должен извлечь Европейский союз из событий на Украине?
– Этих уроков несколько. Один из них связан с недостатком политической компетенции Евросоюза, которому следует осознать, что Россия нанесла ему серьезное стратегическое поражение. Это очень важный урок. Другой урок заставляет нас яснее понять необходимость более тесной кооперации с США при подходе к украинской проблеме. Очень рад, что в последнее время мы стали свидетелями более тесного сотрудничества Евросоюза с США. К сожалению, все эти уроки приходится извлекать за счет страданий украинского народа. Этих страданий можно было избежать, если бы мы позаботились об этом ранее. И это еще один урок, который нам нужно извлечь, – считает британский политический аналитик Эдвард Лукас.