Польская энергетическая компания PGNiG заявила о резком снижении объемов поставок российского газа. Согласно сегодняшнему сообщению пресс-службы компании, 9 сентября количество газа, поставленного российским концерном «Газпром» в Польшу, было на 24 % меньше запрошенного на тот день, 10-го – на 20 % меньше.
«Небольшие ограничения» поставок газа в Германию подтвердил корреспонденту Радио Свобода Александру Хавронину и представитель немецкого энергетического концерна E.ON Адриан Шафранец. Не назвав конкретных цифр, он в то же время отметил, что эти ограничения «не влияют на ситуацию, связанную с обеспечением газом». От каких-либо комментариев по поводу возможных причин снижения поставок газа Россией представитель E.ON отказался.
В Европе заговорили о том, что, слегка уменьшив наполнение газопроводов, Россия начала таким образом борьбу с реверсными (то есть пущенными в обратном направлении) поставками своего газа на Украину, которые осуществляют несколько европейских стран – Польша, Словакия и Венгрия. Марлен Хольцнер, представитель главы европейского энергетического ведомства Гюнтера Эттингера, сообщила сегодня, что Еврокомиссия проверит причины, по которым «Газпром» снизил объемы газа, поставляемого в Польшу. На брифинге в Брюсселе Хольцнер не исключила, что эти причины могут быть и чисто техническими, и тогда о них не стоит говорить на политическом уровне. Но если это не так, то, по словам Хольцнер, вопрос о неожиданных колебаниях российских поставок будет поднят европейскими представителями на переговорах по газу в Берлине, назначенных на 20 сентября. В них примут участие представители Евросоюза, России и Украины.
Политическую версию происходящего считают реальной в украинской компании «Укртрансгаз». В то же время ее руководитель Игорь Прокопив заявил, что польская сторона пообещала возобновить реверс в течение двух дней. В настоящий момент, однако, наибольшее количество «реверсного» газа Украина получает из Словакии – мощности трансграничных трубопроводов позволяют прокачивать в украинском направлении до 10 миллиардов кубометров газа в год. Еще около 4 миллиардов кубометров Украина может получать из Венгрии, тогда как возможности Польши скромнее – не более полутора миллиардов кубометров в год. Киев заявляет, что покупка газа у стран ЕС обходится ему значительно дешевле, чем непосредственно от «Газпрома».
В свою очередь, «Газпром» назвал утверждения польской стороны не совсем корректными, подчеркнув, что продолжает поставлять Польше предусмотренные контрактом для этого времени года объемы газа – 23 миллиона кубометров в день. Дело в том, что в соглашениях между «Газпромом» и европейскими потребителями оговариваются предельно допустимые объемы поставок - как минимальные, так и максимальные. В случае необходимости потребители могут рассчитывать и на большее, чем минимум, но это уже вопрос договоренности. Именно ее с Польшей на сей раз и не получилось.
В обычных условиях дополнительные заявки “Газпром”, как правило, удовлетворяет, отмечает нефтегазовый аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” в Москве Алексей Кокин. Однако контракт предусматривает и перечень неких причин отказа в таких поставках. “Видимо, “Газпром” ссылается как раз на одну из них, сохраняя при этом общие поставки в Польшу на уровнях, не ниже минимально оговоренных”, - поясняет Кокин.
Польская сторона несколько дней назад попросила «Газпром» увеличить поставки, сообщив, что из-за начавшегося похолодания спрос на газ на внутреннем рынке Польши возрос, – но в ответ получила отказ. Российский концерн мотивировал его тем, что накануне зимы усиленно пополняет запасы топлива в российских газохранилищах и что лишнего газа для поставок в Польшу у него просто нет. Действительно, по представленным в среду данным Центрального диспетчерского управления ТЭК России, «Газпром» на 6 миллиардов кубометров отстает от плана наполнения газохранилищ перед зимним отопительным сезоном.
Сама система российских газопроводов вполне способна обеспечить даже резко возросший спрос в Европе, если таковой случится
Эти запасы необходимы “Газпрому”, скорее, для подстраховки поставок газа зимой на внутренний рынок, чем на внешние, полагает аналитик финансового группы “БКС” Максим Шеин: “Что касается экспортных поставок, то сама система российских газопроводов вполне способна обеспечить даже резко возросший спрос в Европе, если таковой случится”.
В итоге Польша была вынуждена прервать реверсные поставки на Украину, чтобы обеспечить газом собственных потребителей. Впрочем, представитель компании PGNiG Дорота Гаевска подчеркнула, что собственно для Польши уменьшение российских поставок пока проблемы не представляет. Однако может представлять для Украины. Возможно, это и было целью российской стороны, учитывая, что и президент Владимир Путин, и глава «Газпрома» Алексей Миллер не раз критиковали европейских партнеров за реверсные поставки на Украину – Миллер даже назвал их «полуаферистичными». В свою очередь, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил 2 сентября в ходе визита в Словакию: «Газ не имеет этикеток. Это просто газ. Если мы платим деньги, то кто-то осуществляет транзит, и кто-то покупает».
Особенность нынешней ситуации на европейском рынке газа – крайне слабый спрос: после теплой зимы запасы газа в ЕС и так сохранялись больше обычных, а дополнительные закачки в европейские газохранилища на фоне украинского кризиса привели к тому, эти хранилища заполнены теперь чуть ли не полностью, отмечает руководитель отдела сырьевых рынков аналитического управления немецкого Commerzbank во Франкфурте Евгений Вайнберг. “И если в такой ситуации сразу несколько стран заявляют, что получают от “Газпрома” меньше газа, чем они хотели бы, им очень непросто убедить рынки в том, что это вопрос – экономический, а не политический”.