"По совету генералов и бойцов"

Степан Полторак

Степан Полторак

Петр Порошенко предложил Верховной Раде назначить министром обороны республики командующего Национальной гвардией

Президент Украины Петр Порошенко предложил Верховной Раде назначить на пост министра обороны командующего Национальной гвардией генерал-полковника Степана Полторака. В случае утверждения его кандидатуры Полторак станет уже четвертым главой Минобороны после смены власти на Украине.

Степан Полторак на встрече с Петром Порошенко

Степан Полторак на встрече с Петром Порошенко

Об увольнении руководителя оборонного ведомства Валерия Гелетея, который на прошлой неделе подал рапорт об отставке, президент Петр Порошенко объявил вечером 12 октября в телеобращении к украинскому народу. Валерий Гелетей возглавил военное ведомство 3 июля. Выступая в Верховной Раде, сразу после назначения он обещал, что Украина проведет парад победы в Севастополе, а не так давно обвинил Россию в применении в Донбассе тактического ядерного оружия, но в последствии опроверг это заявление.

Валерий Гелетей

Валерий Гелетей

“Это запоздалая попытка главы государства Петра Порошенко исправить одну из его главных кадровых ошибок. По Конституции Верховным главнокомандующим является президент и то, что он делегировал Гелетею большую часть своих полномочий, – его ключевая ошибка. Я был очень удивлен, что он его не уволил сразу, после речи Гелетея в Раде, где он обещал устроить военный парад в Севастополе. Это было очень опасное заявление и должно было бы стоить карьеры любому политику. Россия могла бы подвести под это заявление солидную информационную кампанию, обвинив Киев в желании решить крымскую проблему военным путем. Только одно это заявление уже указывало на некомпетентность Гелетея как политика. Кроме того, он пытался делать то, что не входит в полномочия министра обороны, а именно: руководить непосредственно войсками, поднимать флаги и т.д., поскольку основная функция министра – это формирование оборонной политики и обеспечение Вооруженных сил. И этим вопросами он вообще на занимался”, – отмечает военный эксперт киевского Цента имени Александра Разумкова Алексей Мельник.

Как написал Порошенко в Фейсбуке, решение он принял после бесед с генералами и простыми бойцами украинской армии

По информации издания “Главком”, Гелетей, скорее всего, вернется на свою прежнюю должность – начальника Управления государственной охраны Украины, где он трудился с марта по июль этого года и в период президентства Виктора Ющенко. В понедельник экс-министр обороны заявил журналистам: “российские кадровые военные части по приказу Кремля покидают территорию Донбасса, и это является свидетельством эффективных действий Вооруженных сил Украины, которые остановили российскую агрессию, в том числе и под Иловайском, в 35 км от Донецка”. Именно ошибочные решения Гелетея, которые привели к большим потерям среди украинских военных в конце лета под Иловайском, считают главной причиной его отставки бойцы добровольческих батальонов МВД.

"Министром обороны должен быть человек, который способен наладить эффективную взаимосвязь своего министерства с кабинетом министров и парламентом, который способен руководить процессом формирования оборонной политики. Не обязательно, чтобы это был генерал, и даже лучше, если бы это был не генерал. Для решения исключительно военных проблем у президента есть советники, есть начальник Генерального штаба, который является основным советником главы государства по военным вопросам”, – полагает Алексей Мельник.

Валерий Гелетей стал министром обороны в очень сложной ситуации. Гелетей видел свою роль в том, чтобы непосредственно участвовать в планировании военных операций

Однако Петр Порошенко в понедельник, 13 октября, своим кандидатом на пост руководителя оборонного ведомства все же назвал генерала, имеющего большой авторитет среди военных. Это нынешний командующий Национальной гвардией, сорокадевятилетний Степан Полторак. Как написал Порошенко в фейсбуке, решение он принял после бесед с генералами и простыми бойцами украинской армии. На военной службе Полторак с 1983-го. В апреле этого года возглавил Нацгвардию и был одним из руководителей спецоперации в Донбассе. Сразу после смены власти Полторак был назначен командующим Внутренними войсками МВД Украины. Ожидается, что кандидатуру президента на пост министра обороны депутаты Верховной Рады утвердят 14 октября на последнем перед выборами заседании украинского парламента.

Чем вызвана смена министра обороны Украины за две недели до выборов в Верховную Раду, новый состав которой заново определит имена всех членов правительства? Чем Валерий Гелетей, руководивший военным ведомством всего четыре месяца, хуже нового назначенца, командующего Национальной гвардией Степана Полторака? Об этом в интервью Радио Свобода размышляет независимый киевский политический эксперт Юрий Рубан:

– Валерий Гелетей стал министром обороны в очень сложной ситуации. В какой-то момент его деятельность казалась достаточно эффективной – летом, когда украинская армия еще только создавалась наново после тех потрясений, которые она пережила: и во время правления Януковича, и во время аннексии Крыма, и в результате агрессии на востоке страны. Гелетей видел свою роль в том, чтобы непосредственно участвовать в планировании военных операций.

– Это вообще-то не задача министра обороны, для этого Генеральный штаб существует.

– Генштаб в то же самое время также создавался наново. Ничего удивительного в том, что роли не были до конца размежеваны, я думаю, нет. Все-таки при Гелетее какой-то этап становления и Генштаб, и Минобороны прошли. Но стало понятно: более важна роль министерства как органа, который обеспечивает логистику армии, снабжение армии, организацию подготовки армии. Здесь в силу комплекса самых разных причин Гелетей оказался неубедительным. Украинское гражданское общество ожидало от министра большего. Мы слышали критику в его адрес и со стороны волонтерских организаций, и со стороны кое-кого из добровольцев. Сейчас речь идет и о переходе армии к зиме, что потребует новых больших усилий.

– Верно я понимаю, что политический вес Гелетея стремится к нулю?

– Да, здесь есть проблема. Бывшему теперь уже министру обороны не удалось обеспечить себе политическую поддержку со стороны фракций Верховной Рады.

– Вам понятно, почему Порошенко принял решение именно сейчас? Через две недели – выборы в Раду, будет формироваться новое правительство, и в нем автоматически появится новый министр обороны. Или есть какие-то обстоятельства высшей силы, которые принудили президента именно сейчас принять решение об отставке непопулярного министра?

Юрий Рубан

– Очень многие в Украине удивляются, почему отставка Гелетея не произошла раньше. Я думаю, что ситуация с выборами и формированием будущего большинства в Верховном совете все-таки более-менее понятна и сейчас. По всем опросам общественного мнения, не менее трети голосов по спискам получит блок Петра Порошенко. Я думаю, что это – доминантная политическая сила, которая будет формировать правительство. Зачем президенту чего-то ждать? Очевидно, президент принимал решение о смене министра обороны, оглядываясь не на внутренний политический процесс, а скорее на переговорный процесс по поводу мирного плана, который, собственно говоря, реализуется во внешних переговорах. Президент вчера выступил с обращением к украинскому народу, объяснил свое видение и перспективы мирного плана. Вторая часть мирного плана Порошенко – укрепление Вооруженных сил и продолжение их реформы.

– Чем новый министр будет лучше старого?

– Тем, что он будет реализовывать новые задачи, те, о которых вчера говорил президент. Степан Полторак много сделал для организации Нацгвардии. Нацгвардия продемонстрировала, что способна успешно выполнять военные задачи. Опыт Полторака по организации, если хотите, безопасной зоны вокруг захваченных регионов в Донбассе очень пригодится и в вооруженных силах тоже.

– Вам понятно, почему Порошенко не выбрал на должность министра политика из своего окружения, не обеспечил гражданское руководство Министерством обороны? Вот он назначил на пост министра иностранных дел абсолютно своего человека Петра Климкина, и тот проводит ровно ту внешнюю политику, которая нужна президенту. Есть гарантия, что новый министр обороны окажется таким же?

– Очевидно, президент руководствуется не только соображениями личной преданности, а учитывает вопросы профессиональной компетенции и организационные способности людей, которых он назначает. Мы видим, что министр иностранных дел Украины Климкин демонстрирует неплохие организационные способности, в МИДе идет реформа. По этому же принципу, с учетом организационных способностей, назначены губернаторы Луганской и Донецкой областей.

– Много критики в адрес Порошенко и в адрес Минобороны раздавалось со стороны Нацгвардии, которая вобрала в себя много добровольцев. Некоторые ваши коллеги полагают, что добровольческое движение как таковое на определенном этапе может представить определенную политическую опасность для президента, что надо как-то этих людей контролировать. Сейчас, назначая человека, который создал Нацгвардию, на пост министра обороны, Порошенко, может быть, решает и эту задачу – политического и военного контроля над добровольческим украинским движением?

Очевидно, президент руководствуется не только соображениями личной преданности, а учитывает вопросы профессиональной компетенции и организационные способности людей, которых он назначает

– Я слышал такие спекуляции. За последние месяцы добровольческое движение превратилось в полноценные воинские формирования, в батальоны Нацгвардии, разношерстное движение превращено в организованные структуры сектора безопасности. И сейчас в Украине в реформе силового блока акцент делается на реформе именно Вооруженных сил, а не Национальной гвардии. Нацгвардия в Украине – структурное подразделение МВД. Президент ставит задачу – создать современные Вооруженные силы, способные противостоять любой агрессии. Для этого нужны большие усилия и, возможно, опыт генерала, который сумел переплавить высокую мотивацию и патриотизм добровольцев в организацию боеспособных подразделений. Этот опыт вполне может быть применен и к ситуации в Вооруженных силах Украины, – считает киевский политический эксперт Юрий Рубан.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"