Может ли народная дипломатия привести к миру? – обсуждают правозащитник Лев Пономарев и режиссер фильма "Наша Надежда" про украинскую летчицу Надежду Савченко Владимир Тихий и адвокат Савченко Николай Полозов.
Ведущая Кристина Горелик.
Кристина Горелик: Услышит ли Москва Киев? Поможет ли народная дипломатия привести к миру? В гостях у меня сегодня правозащитник, руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, режиссер фильма «Наша Надя» или «Наша Надежда» из Киева, про украинскую летчицу Надежду Савченко, Владимир Тихий, а также адвокат Савченко Николай Полозов. Перед тем, как мы приступим нашей беседе, я хотела бы рассказать, что во вторник в Москве прошел показ фильма, посвященного Надежде Савченко, он проходил параллельно с таким же показом в Киеве. Но в Москве опасались провокаций и не зря опасались: сторонники Новороссии пришли, их не пустили в здание, где проходил показ, но они устроили драку на улице. Давайте посмотрим кадры, снятые нашим оператором.
Your browser doesn’t support HTML5
Кристина Горелик: В российской прессе пишут, что во время показа драка была непосредственно в самом зале, где проходил фильм — это неправда. Как и неправда то, что организаторы фильма про Надежду Савченко пытались каким-то образом выгнать людей, что они кричали в зале, устроили какие-то беспорядки. Это все было около здания. Показ действительно был закрытым, потому что люди опасались провокаций. Еще в российской прессе пишут, что авторы фильма прославляют Нацгвардию и Надежду Савченко. Это так?
Владимир Тихий: Это не совсем привычный документальный фильм для нашего телезрителя, что украинского, что российского. У нас нет закадрового текста, который бы растолковывал, кто это, что это. У нас в принципе история прозрачная и чистая. Мы собирали уникальный материал, начиная с крымских событий, когда произошла аннексия, захват частей. Когда на Донбассе начался развязываться подобный сценарий, началась попытка захвата частей, организация вооруженной самообороны Донбасса. Отсюда вытекает тот образ Савченко, боевого офицера украинской армии, который уходит из украинской армии и идет воевать добровольцем в добровольческие батальоны, которые в какой-то момент стали принимать активное участие в событиях на востоке Украины и таким образом подняли боевой дух украинской армии, которая находилась в полном моральном развале, деморализована была абсолютно. Мы представляем ту и другую сторону, каждый зритель, исходя из того, что он увидел, он может сделать свой собственный вывод. По факту мы делаем документалистику, когда то социальное значение материала, которое получается. Мы его не пытаемся под себя подмять, истолковать, что-нибудь подобное сделать. То есть по сути Савченко там представлена несколькими эпизодами, начиная от плена, кончая постами, которые можно было вытащить из интернета, из зала суда, ее заявления, допросы. Главным образом история рассказывает об этой войне, которая происходит на Донбассе, и о добровольческих батальонах, которые были в романтической форме, когда больше 80% людей были не то, чтобы военными, в армии не служили, началось неприкрытое вмешательство вооруженных сил России, с техникой, профессиональные элитные войска, естественно, эта ситуация не была победоносной, потому что у них не было возможности сопротивляться такого рода военной силе.
Кристина Горелик: Владимир, скажите, а как приняли ваш фильм в Киеве?
Владимир Тихий: Социальное значение того, что мы показываем, куда больше, чем все остальное. По сути это была живая дискуссия по положению вещей, которое сейчас произошло. По положению вещей на Донбассе, по положению вещей, что наше руководство не справляется с задачами, которые возникли, оно не может себя сгруппировать и принять какое-то решение, это все больше усугубляет то состояние, в котором сейчас находится Донбасс и Украина. Понятно, что оказывали моральную поддержку Савченко, передавали открытки, которые писали маме, мама рассказывала нюансы, когда разговаривала с дочерью. Но в принципе самый главный момент этого фильма было то, что люди стали очень живо обсуждать политическое положение вещей в Украине.
Кристина Горелик: Вы знаете, еще одно письмо писала Юлия Тимошенко в этом фильме Надежде Савченко. Н улицах Киева, как я понимаю, уже плакаты вывешены, фотографии Надежды Савченко от партии «Батькивщина». Юлия Тимошенко говорит, что теперь первым лицом будет Надежда Савченко в партии. Как в народе сейчас относятся к этому?
Владимир Тихий: У нас сейчас разгар выборов. Надеждой Савченко, которая первый номер «Батькивщины», сейчас обклеено пол-Украины, в равной мере как и с другими представителями активистов. Многие наши руководители добровольческих батальонов оказались в первой десятке, а то и пятерке списков разных партий. Этим вносится некий оттенок, кто кого хочет использовать, для чего, каким образом, что это заигрывание с электоратом. В случае с Савченко, которая является политическим заключенным, статус политической заключенного ей нельзя ни в коем случае потерять и перевести в другую форму. Потому что если сведут к банальной уголовщине, что она убивала людей, мы посадим как криминального преступника, это проиграть изначально это дело. Поэтому шаг, который она сделала в политике, чтобы получить статус депутата Украины, потом этот статус использовать в мировом поле правовом, чтобы конгрессмены Европы, Америки писали гневные послания Путину, в принципе этот шаг продиктован неизбежностью. Она является кадровым офицером, ее даже если она будет работать в парламенте, то ее опыт очень серьезный может помочь реформе армии и люстрации по отношению к генералам, которые ничего не умеют делать, кроме как себе дачи строить.
Кристина Горелик: Вообще, конечно, уникальная политическая ситуация может возникнуть, если ее выберут в Верховную Раду, в чем я лично не сомневаюсь. Украинская гражданка, находящаяся в российской тюрьме, становится депутатом Верховной Рады. Поговаривают о том, что Тимошенко специально войти вновь в политику. Поговаривают о том, что это выгодно Путину, чтобы Тимошенко в качестве члена партии в Верховную Раду. Поговаривают, что не выпустят Савченко точно до выборов из тюрьмы, потому что это выгодно держать в тюрьме, как раз очки набираются. Много чего говорят. В том числе не только в России, но и в Украине.
Владимир Тихий: Все пытаются иметь выгоду — это понятное дело. Не надо иметь семи пядей во лбу. Единственное, мне кажется, ситуация, никто не предполагает, что будет, насколько получится, извлечь какую-то политическую выгоду Путину, имея арестованного народного депутата Украины. Боюсь, что все находятся в путешествии в неизвестное, что наши политики, что Путин и его советники. Мы пытались выяснить среди наших дипломатов, политиков, все говорят что-то свое, но конкретики никто не может сказать, которую можно было бы потом проверить.
Кристина Горелик: Услышит ли Москва Киев?
Владимир Тихий: Я думаю, что на самом деле не совсем Москва слышит Киев. С другой стороны Киев не пытается что-то донести Москве. Если я к вам обращаюсь, я лично к вам обращаюсь, я хочу вам что-то сказать. Если я буду выдавать какие-то риторические вещи в воздух, не будет никакого диалога. Поэтому, что-либо услышит Москва, мне кажется довольно сложно. До сих пор наше руководство не может понять, ждать каких-то поставок от Европы или от Америки, глупо и преступно. Нужно самим брать ответственность и предпринимать какие-то шаги четкие, ясные, тогда получится диалог, который выведет страну из тупика.
Полный текст будет опубликован 23.10.2014.
полная видеоверсия программы