Центральный банк России с 16 декабря резко повысил ключевую процентную ставку – с 10,5 процента сразу до 17 процентов годовых, соответствующее сообщение банка было опубликовано в ночь на вторник. К этому решению российского регулятора многие эксперты уже отнеслись скептически. В частности, американские аналитики в интервью Радио Свобода назвали его актом отчаяния, способным лишь укрепить панические настроения среди рыночных игроков. Их опасения уже подтвердились: рубль во вторник продолжил падение, резко снизились и основные индексы российского фондового рынка.
"Совет директоров Банка России принял решение повысить с 16 декабря 2014 года ключевую ставку до 17 процентов годовых. Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски", – говорится в сообщении Центрального банка, размещенном на его официальном сайте. Всего с начала 2014 года Банк России повышал ключевую ставку уже шесть раз – с 5,5 процентов в начале января. При этом в последний раз процентная ставка была повышена не далее как в минувший четверг, 11 декабря – с 9,5 до 10,5 процента годовых.
Впрочем, все усилия Центрального банка таким образом хоть немного стабилизировать внутренний валютный рынок значимых результатов пока не принесли. Курсы рубля с минувшего четверга продолжали снижаться, причем 15 декабря на валютных торгах российская валюта к американскому доллару падала примерно на 10 процентов за день – с 60 до 66 рублей.
Your browser doesn’t support HTML5
Эксперты скептически отнеслись к решению Центрального банка России резко повысить ключевую процентную ставку. Вот мнение бывшего вице-премьера российского правительства, ныне депутата Ярославской областной думы Бориса Немцова:
В свою очередь, бывший министр финансов России Алексей Кудрин в целом считает верными действия российского Центрального банка. Однако, по его мнению, главная проблема сейчас в том, что рынок не верит действиям властей:
Профессор Хьюстонского университета, комментатор журнала Forbes Пол Грегори считает, что такое резкое повышение учетной ставки не приведет к желаемой стабилизации рубля. И оно, скорее всего, свидетельствует о некомпетентности руководства Банка России:
Не являются ли люди, предпринявшие этот шаг, любителями? Потому что они дают этим решением знать о том, что российская экономика рушится
– Когда Центральный банк поднимает процентную ставку столь резко, на мой взгляд, это может быть свидетельством паники. Понятно, что банк действует, исходя из тезиса о том, что более высокий доход на рубль станет стимулом для хранения средств в рублях внутри России и для привлечения иностранного капитала, который может польститься высоким процентом. Но в российской ситуации, я думаю, такой ход возымеет отрицательные последствия, потому что очевидны обстоятельства, в которых предпринят этот шаг. На месте инвесторов и трейдеров я бы воспринял это решение как сигнал о том, что Россия оказалась в крайне трудной финансовой ситуации. Таких шагов можно было бы ожидать со стороны Аргентины или Гаити, но их не предпринимают страны, которые считают себя странами с нормальной крупной экономикой. Можно задаться вопросом, не являются ли люди, предпринявшие этот шаг, любителями? Потому что они дают этим решением знать о том, что российская экономика рушится.
– Ну а что они способны предпринять в этой ситуации, с вашей точки зрения?
В случае возобновления падения рубля у него не останется иного способа, как частично отказаться от конвертируемости рубля
– На этой стадии страны нередко прибегают к ограничительным шагам на рынке капиталов с целью предотвратить их отток. Может быть тем или иным способом ограничено свободное хождение иностранной валюты в России, отменена неограниченная конвертируемость рубля, не исключено, что, как в былые времена, у россиян не будет выбора, в какой валюте им держать свои сбережения. Есть, впрочем, вероятность того, что валютные игроки отреагируют на решение Центробанка астрономически поднять учетную ставку не так, как я предсказываю, в таком случае он сможет выиграть немного времени. Но в случае возобновления падения рубля у него не останется иного способа, как частично отказаться от конвертируемости рубля, – говорит Пол Грегори.
Российскому Центральному банку непосильна задача защиты рубля, потому что устойчивость валюты определяется не финансовыми трюками, имеющимися в распоряжении Центрального банка, а состоянием экономики. Так считает управляющий директор американской финансовой фирмы HWA Грегори Грушко.
За неделю банк продал примерно четыре с половиной миллиарда долларов, пытаясь стабилизировать курс рубля. Не помогло
– Центральный банк, повышая ставку на 650 базисных пунктов в течение ночи, пытается нейтрализовать панику, но таким образом панику не остановить. Повышая ставки, Центробанк не изменяет причин, которые привели к резкому падению рубля. Что имеется в виду? Падение цены нефти. Но помимо этого существуют и другие причины. Основной из них является просто недоверие к экономической политике, проводимой в стране. Простой пример. Лишь в прошлый четверг банк повысил ставку на полтора процента. За неделю банк продал примерно четыре с половиной миллиарда долларов, пытаясь стабилизировать курс рубля. Не помогло. Так сколько же еще миллиардов нужно продать, чтобы добиться результата или как высоко необходимо поднять ставку?
– Вы считаете этот шаг Центробанка неверным?
Это отразится на жизни тех россиян, которые хотели бы занять деньги: либо на ипотеку, либо на развитие бизнеса
– У Центрального банка ограниченные возможности: он может выходить с валютными интервенциями, он может повышать ставки, он может, как посоветовал президент Путин, "бороться со спекулянтами". Они выбрали подъем учетной ставки. Решение драматичное, но, как мне кажется, с психологической точки зрения неверное. Я думаю, демонстрация панической реакции на панику вряд ли поможет.
– Каких последствий может ожидать в результате такого решения средний россиянин?
– Это отразится на жизни тех россиян, которые хотели бы занять деньги: либо на ипотеку, либо на развитие бизнеса и на другие цели. Но поскольку большинство россиян не прибегает к ипотеке и не занимается собственным бизнесом, то прямого эффекта поднятия ставок многие россияне не ощутят. Если, конечно, не рассматривать в качестве прямых последствий ухудшение состояния экономики, панические настроения, рост цен продуктов питания.
Повышение ставок увеличивает не только возможность рецессии, но и ее глубину и продолжительность
– Вы как-то мягко сказали "ухудшение состояния экономики", но некоторые экономисты говорят, что подъем учетной ставки нанесет очень ощутимый удар по экономике в результате того, что помимо прочего, такая мера оттягивает деньги из реальной экономики?
– Верно. Учитывая, что мы уже говорим не о стагнации, а о рецессии в будущем году, то повышение ставок увеличивает не только возможность рецессии, но и ее глубину и продолжительность. Ее будет гораздо труднее преодолеть, – уверен Грегори Грушко.
Ситуация критическая. То, что происходит, даже в страшном сне не могли подумать год назад
Как и предсказывали эксперты, неожиданно резкое решение Центрального банка России по ключевой процентной ставке не смогло стабилизировать внутренний валютный рынок. При открытии торгов во вторник курсы доллара и евро относительно заметно упали по отношению к рублю, однако через короткое время их рост вновь возобновился. Во второй половине дня американская валюта укреплялась более чем до 80 рублей, а европейская – почти до 100 рублей, после чего рубль вновь частично восстановил свои позиции. При этом официальные курсы Центрального банка, установленные на среду, составляют 61 рубль 15 копеек за доллар и 76 рублей 15 копеек за евро.
Вечером во вторник заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов признал, что ситуация на валютном рынке является крайне тяжелой. "Ситуация критическая. То, что происходит, даже в страшном сне не могли подумать год назад. Но к сожалению, не всегда мы можем предвидеть даже краткосрочные перспективы нашего финансового рынка. Многие участники находятся в тяжелом состоянии благодаря этим событиям. Поверьте мне, тот выбор, который делал совет директоров ЦБ – это выбор между очень плохим и очень, очень плохим. То, что происходит сегодня и в последние дни, может иметь разные последствиями", - сказал он.
Российский рынок акций, невзирая на решение Центрального банка, во вторник усилил обвал на фоне очередного взлета доллара. Как сообщает агентство "Интерфакс", еще до полудня индекс ММВБ рухнул более чем на 7 процентов (минимум с мая 2014 года), а индекс РТС обвалился более чем на 10 процентов (минимум с марта 2009 года).
О возможных политических последствиях обвала курса рубля рассуждает петербургский экономист Андрей Заостровцев:
- На российских финансовых, фондовых рынках сейчас явно царит паника. Как вы считаете, в политическом руководстве тоже паника?
- Думаю, что если не паника, то настроение плохое.
- И какие шаги вы ожидаете сейчас от политического руководства? Будут ли эти шаги политические или экономические?
- А я не разделяю политическое и экономическое. Я ожидаю уже, если говорить общепринятыми терминами, каких-то административных решений. Возможно, будут какие-то административные ограничения по конвертации рубля.
- Вы думаете, это как-то поможет стабилизировать ситуацию?
- Нет, ни в коем случае. Но это переведет систему в несколько другое измерение. Уже нельзя будет говорить о каких-то прямых последствиях от падения рубля, а можно будет уже говорить о какой-то полу-административной системе регулирования валютных курсов, когда будут дефицит валюты, черный рынок и так далее.
- И как долго такая система продержится?
- О, этого никто не знает.
- Сейчас раздаются призывы к тому, чтобы отменить санкции, которые Россия ввела против Европейского союза. Как вы считаете, подобного рода меры будут приняты?
- Для президента России это было бы ударом по его престижу. Решится ли он на это? Решения же принимает только он.
- Но ведь вся нынешняя ситуация, судя по всему, тоже удар по престижу Владимира Путина и всего российского руководства. Ведь, наверное, для людей гораздо более важен курс рубля, чем, скажем, присутствие пармезана или хамона на прилавках.
- Для большой массы людей в России курс рубля имеет влияние опосредованное, только через цены, которые еще повысятся в будущем году. Пока еще мы не получили весь комплекс удовольствий от девальвации рубля, потому что имеет место временной зазор между девальвацией и инфляцией. А так большинству людей не важно, какой курс, если бы ни цены. Они никуда не ездят, они сидят в своих Конотопах где-нибудь, на лавочках, пьют водку дешевую, отечественную. Зачем им валюта? Но в принципе, конечно, поскольку у России такой объем импорта продовольствия, и разных непродовольственных потребительских товаров, то на людях это скажется. Ну, что здесь можно сделать? Президент здесь абсолютно бессилен, это как цунами.
- Вподобных ситуациях обычно назначают какого-то виновного в том, что случилось. Как вы думаете, будет ли назначен ли кто-то сейчас? И кто это будет? В частности, может ли таким человеком стать премьер-министр Дмитрий Медведев?
- Да все уже забыли о нем, хотя он иногда о себе пытается напоминать. Скорее, это будут представители "экономического блока" правительства - Улюкаев, Силуанов. Но вообще, конечно, сейчас роль первой скрипки играют не они, а Набиуллина, председатель Центробанка.
- Удержится ли Набиуллина в своем кресле?
- Зависит от ближайших последствий, от силы давления, которое будет оказано на президента. Потому что такое резкое повышение ставки, как мы видим, не привело к укреплению курса рубля. Поэтому результат не достигнут, а такая ставка, конечно, очень сильно ограничивает доступ к кредитным ресурсам для бизнеса, для предприятий, порождает дефицит рублевой ликвидности. Ну, собственно, для этого и были предприняты эти шаги, чтобы создать дефицит рублей, чтобы нечего было обменивать на валюту.
- Сейчас говорят о том, что российская экономика оказалась в системном кризисе. Вы согласны с таким определением?
- Ну, конечно. Она давно оказалась. Системный кризис был, я считаю, и два года назад, и пять лет назад. Хотя, конечно, такая сила воздействия падения цен на нефть - это связано вот именно с той системой, которая сложилась задолго до этого падения.