Корнел Чуря: „Периодические проблемы в отношениях между Кишиневом и Тирасполем - результат нескончаемого политического пинг-понга”

Точка зрения эксперта института „Viitorul”.

Под занавес прошлого года лидер Приднестровья Евгений Шевчук подписал указ о введении с 1 марта 2015 года обязательного страхования автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах”. Согласно указу, и владельцы машин с молдавскими номерами, въезжая в Приднестровье, должны будут оплатить страховку.

Своей точкой зрения по этому вопросу и в целом о динамике отношений между Кишиневом и Тирасполем делится эксперт института „Viitorul”, политолог Корнел Чуря.

Свободная Европа: Какое наиболее подходящее, на ваш взгляд, объяснение можно найти этому указу приднестровского лидера, согласно которому с 1 марта на территории левобережья Днестра вводится обязательное страхование гражданской ответственности транспортных средств, зарегистрированных виностранных государствах”, в частности, в Республике Молдова?

Корнел Чуря: Возможны два объяснения. Разумеется, одно из них экономического порядка. В последнее время налицо заметное ухудшение экономической ситуации в Приднестровье на фоне региональных событий. Но, как правило, такого рода проблемы, периодически возникающие в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, генерирует нескончаемый политический пинг-понг. Кишинев стремится привлечь Приднестровье, условно говоря, в свою зону влияния, а Тирасполь этому противится. В этом контексте, конечно же, проблема транспорта между Кишиневом и Тирасполем относится к категории тех, что „с припевом”. Вероятно, Тирасполь реагирует на определенные действия, к которым прибегает или может прибегнуть Кишинев. В наших кругах идут разговоры о том, что то ли Молдова, то ли Украина собираются как-то заблокировать транспортные средства с приднестровскими номерными знаками, что, вероятно, и подтолкнуло Тирасполь к упреждающим действиям.

Свободная Европа: Г-н Чуря, а официальный Кишинев располагает какими-то ответными рычагами на случай таких решений?

Корнел Чуря

Корнел Чуря: Кишинев, как правило, после таких действий вступает в переговоры с приднестровской стороной, поскольку решения Тирасполя не предусматривают незамедлительного применения. Следует какой-то период, иногда он длится несколько месяцев, в течение которого идет прояснение всех вопросов и разрабатываются положения. Именно этим периодом может воспользоваться Кишинев для того, чтобы начать консультации с Тирасполем и как-то смягчить проблему, потому что действия Тирасполя его, так или иначе, задевают. Население Республики Молдова это решение очень тоже затрагивает, особенно тех, кто достаточно часто ездит в Приднестровье и которым придется нести какие-то дополнительные расходы. Поэтому многие считают, что это удачный ход Тирасполя – навязать переговоры по транспортному вопросу с тем, чтобы добиться каких-то для себя послаблений.

Свободная Европа: Но между тем, как и вы сами даете понять, пострадают, очевидно, простые граждане. Тем, кто регулярно ездит на левый берег, придется покупать две страховки гражданской ответственности – молдавскую и приднестровскую, ведь вряд ли кому-то захочется платить штраф или „дружески” беседовать с приднестровской милицией?

Корнел Чуря: Это дополнительные расходы, придется раскошелиться на две страховки. Кроме того, это еще один элемент признания региона, потому что любое приобретение таких страховок трактуется как признание гражданами Республики Молдова факта существования на левом берегу Днестра другого „законного” режима, другого „государства”, коль скоро они признают существование этих органов и готовы внести требуемую сумму. Разумеется, для Кишинева это пренеприятная ситуация. Этим и объясняется реакция Бюро по реинтеграции. Думаю, в дальнейшем Бюро по реинтеграции использует все имеющиеся в его распоряжении инструменты и попытается добиться отмены этого решения. Но придется что-то предложить взамен. Поэтому я и говорю о переговорах, которые наверняка начнутся на этом фоне.

Свободная Европа: В основе этого решения лежат, скорее всего, именно деньги. Ведь не секрет, что все прогнозы сейчас указывают на неминуемую рецессию в Приднестровье. Ситуация, по всем признакам, продолжает обостряться, особенно в условиях, когда Тирасполь спит и видит – что нелогично, учитывая его экономический метаболизм – что Приднестровье берет на буксир российская экономика, и без того терпящая бедствие, по оценкам многих экспертов. Какие последствия этой рецессии следует иметь в виду, прежде всего, и могут ли они повлиять на отношения между Кишиневом и Тирасполем?

Корнел Чуря: Рецессия в Приднестровье имеет несколько измерений. Классической ее не назовешь, так как Приднестровье в значительной степени зависит от внешнего фактора. Вероятно, самым тяжелым ударом, который может быть нанесен по приднестровской экономике, может стать сокращение финансовых потоков из России. И это уже происходит. Но, так или иначе, не думаю, что это сокращение может стать роковым. Уверен, Россия и впредь будет оказывать региону финансовую помощь, если не долларовыми доплатами пенсионерам, то, в крайнем случае, предоставлением бесплатного газа – что, конечно же, поможет приднестровскому бюджету. Не думаю, что Россия бросит Приднестровье на произвол судьбы.

Другая серьезная проблема для приднестровской экономики связана с экспортом из региона. Сложности в этом смысле неминуемы, потому что после вступления Республики Молдова в зону свободной и всеобъемлющей торговли Приднестровье становится территорией с неопределенным статусом. Каково это – приднестровцы почувствуют очень скоро. В распоряжении и Тирасполя, и Кишинева с Брюсселем остается еще год, чтобы обговорить какие-то новые условия для того, чтобы приднестровские бизнесмены могли и в дальнейшем экспортировать свою продукцию в ЕС и в Республику Молдова, беспрепятственно, как делают это в настоящее время.

Свободная Европа: Говоря о переговорах, г-н Чуря, позволю себе процитировать ключевые слова нескольких последних пресс-релизов Бюро по реинтеграции Республики Молдова: „приднестровская делегация в очередной раз отказалась обсуждать ряд актуальных вопросов в Зоне безопасности ”, „о серьезных нарушениях миротворческого механизма в приднестровском регионе”, „о сохранении неконструктивной позиции приднестровской делегации ”, „делегация Республики Молдова в Объединенной контрольной комиссии обеспокоена односторонними действиями тираспольской администрации”… Складывается ощущение, что, скорее, это диалог глухих, а не сколько-нибудь обещающие переговоры. Вы как оцениваете перспективы отношений между Кишиневом и Тирасполем в новом году?

Корнел Чуря: Во-первых, должен сказать, что переговоры по выработке правового статуса окончательно застопорились. По этому вопросу сказать абсолютно нечего. Эти переговоры буксуют на месте, стороны словно открестились от них. По другим направлениям обсуждение еще ведется. Что касается Зоны безопасности – это более застарелая проблема. Кишинев каждый год отмечает ухудшение ситуации в Зоне безопасности.

Практически, Зона безопасности больше не контролируется и никто не может сказать точно, какие подразделения там дислоцированы. Известно, что в Бендерах, городе с особым статусом, находится больше, чем предусмотрено, и приднестровской милиции, и молдавской полиции. Этот факт не может не беспокоить.

Другая серьезная проблема связана с присутствием российских военнослужащих в Приднестровье, точное число которых никто не знает. Здесь есть конфликты между Кишиневом и Москвой, потому что на смену солдатам, которые отслужили в Приднестровье и уходят отсюда, Москва посылает других и, по всем признакам, в количестве, превосходящем предусмотренный численный состав. Есть разного рода мелкие проблемы, которые на самом деле не такие уж мелкие, как казалось бы.

Все эти трения накаляют страсти и вызывают нервозность. Но, тем не менее, все надеются, что ухудшения ситуации не произойдет. Что это, скорее, проблемы технического порядка, а не доказательство четкого намерения эскалации конфликта в регионе.

Свободная Европа: Как новая конфигурация власти в Кишиневе может отразиться на диалоге – скажем так – с Тирасполем?

Корнел Чуря: Когда говорим о диалоге с Тирасполем, мы имеем в виду два измерения. Первое измерение политическое, второе, связанное со статусом, находится в состоянии спячки, как уже отмечалось выше. Не думаю, что новой власти, которая, вероятно, скоро установится в Кишиневе, удастся ускорить переговоры в этом смысле. К сожалению, проблема политического статуса Приднестровья не может обсуждаться в нынешнем контексте, в контексте кризиса на Украине, который сам по себе также является важным фактором обострения экономической ситуации в Приднестровье.

Свободная Европа: Какие конкретные, „осязаемые” результаты в этом году смогут убедить в целесообразности переговоров, которые ведутся вот уже два с лишним десятилетия?

Корнел Чуря: В отличие от прежних лет, сейчас стороны даже не хотят рассматривать проблемы статуса, стороны обсуждают другие вопросы, например, о канатной дороге. Что касается 2015 года, то важно, что появилось, по крайней мере, желание со стороны Кишинева, а также со стороны Тирасполя приступить к обсуждению проблем, касающихся статуса. Стороны должны хотя бы поднять эти вопросы. Очень надеемся на это в наступившем году, хотя надежды эти пока очень хрупкие…