ЕСПЧ рассматривает условия содержания под стражей в Приднестровье

Дело „Мозер против Республики Молдова и Российской Федерации”.

Большая палата Европейского суда по правам человека провела слушания по делу «Мозер против Республики Молдова и Российской Федерации». Истец Борис Мозер заявил Суду, что за два года тюремного заключения он был лишен медицинской помощи, в которой нуждался, и нормальных условий содержания в тюрьме. Эксперты говорят, что впервые Европейский суд рассматривает детально условия содержания под стражей в приднестровском регионе и процессуальные гарантии, применяемые так называемыми правоохранительными органами Приднестровья.

Борис Мозер попал в руки приднестровской милиции в 2008 году по обвинению в причинении компании, в которой он работал, ущерба в размере 40 тысяч долларов. Мозера заставили взять на себя вину, угрожая в противном случае надолго отправить его за решетку. Как утверждают юристы, шантажу подверглись и родители молодого человека. Борис страдает астмой, и в обмен на возможность передать ему медикаменты от семьи потребовали возместить якобы нанесенный им ущерб в размере 40 тысяч долларов.

Последовало обращение в Европейский суд по правам человека. Оперативный ответ из Страсбурга, доведенный до сведения сторон, способствовал тому, что после двухлетнего содержания под стражей в нечеловеческих условиях мера пресечения в отношении Бориса Мозера была изменена на домашний арест. Председатель ассоциации Promo Lex Ион Маноле считает, что о соблюдении прав человека в Приднестровье вспоминают только при особо резонансных случаях, тогда как меры вмешательства необходимы всегда:

„Не все незаконно пострадавшие жители региона находят в себе мужество и решимость бороться за свои права, не все обладают необходимой информацией для того, чтобы обратиться в соответствующие институты, которые реально могут предпринять какие-то действия, принять меры. Механизмы, существующие на региональном уровне, далеко не всегда эффективны. Более того, они даже не являются законными, поэтому вся ответственность ложится в первую очередь на Республику Молдова”.

После слушаний, которые состоялись в среду, 4 февраля, Суд, в течение года, опубликует свое решение.

До сегодняшнего дня ЕСПЧ вынес постановления по трем приднестровским делам: первое, аналогичное, дело „Илашку и другие”, второе дело „Иванцок и другие” и совсем недавнее дело „Катан и другие” – о школах с преподаванием на румынском языке в приднестровском регионе Республики Молдова. Несмотря на то, что Российская Федерация отвергает свою причастность в этих случаях, Европейский суд обязывает ее, как государство, принять меры для недопущения подобных ситуаций впредь, говорит директор Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча:

„Комитет министров проанализирует, например, условия содержания под стражей, посмотрит, сколько денег выделено на ремонт, что сделано для того, чтобы сократить число заключенных, содержащихся в одной камере, что происходит с медицинской помощью. Для Европейского суда неважно, где произошел этот случай: в Приднестровье, Российской Федерации или в Республике Молдова, потому что решения будут одни и те же. В лучшем случае требования суда можно будет выполнить посредством усиленного давления на Российскую Федерацию. Есть риск того, что ничего не произойдет, как не произошло и в коллективном иске „Катан и другие”. Но это станет хорошим основанием для критики и усиленного политического давления в адрес Российской Федерации”.

Эксперты PromoLex считают, что и официальному Кишиневу необходимо устранить ряд недоработок. По их мнению, соответствующим органам Молдовы следовало рассмотреть ходатайство родителей и направить бригаду врачей в Тирасполь, учитывая, что заявитель тяжело болен. Тем не менее, дело попало в поле зрения Центра реабилитации жертв пыток, который настойчиво требовал сведений о состоянии здоровья заключенного и через родителей передавал ему медикаменты. Директор Центра Людмила Попович утверждает, однако, что эффективное вмешательство возможно не всегда:

„Они говорили, например, в одной камере с их сыном содержится 25 человек, 7 из них в тяжелом состоянии, могут в любой момент умереть и никто на них не посмотрит. Иными словами, к нам поступала информация такого рода, но мы не могли сделать ничего больше. И вот здесь наши молдавские власти могли бы и должны обеспечить соблюдение прав, хотя бы в том, что касается медицинской помощи и нормальных условий содержания под стражей ”.

В настоящий момент на рассмотрении Европейского суда по правам человека находятся минимум 69 дел из приднестровского региона. Из них 26 - в ожидании решения. Как отмечают эксперты, официальный Кишинев обвиняется в непринятии всех необходимых и возможных мер для обеспечения соблюдения прав человека на левом берегу Днестра – несмотря на то, что официально Республика Молдова заявляет о невозможности контролировать свои восточные районы, а Российская Федерация выступает в роли ответчика потому, что оказывает военную и финансовую поддержку сепаратистскому региону.