В Минске 11 февраля планируется провести встречу в так называемом "нормандском формате" по урегулированию ситуации на востоке Украины. С просьбой об организации помощи в ее проведении к руководству Белоруссии обратился непосредственно президент России Владимир Путин. Также в Минске во вторник состоялось очередное заседание трехсторонней контактной группы, в которую входят представители ОБСЕ, Украины и самопровозглашенных республик Донбасса, в среду она продолжит свою работу.
В минувшие выходные во время праздничных мероприятий в Сочи, приуроченных к годовщине начала зимних Олимпийских игр, состоялась встреча президентов России и Белоруссии. Владимир Путин рассказал Александру Лукашенко о том, что поговорил с коллегами из Киева, Берлина и Парижа. По его словам, стороны условились постараться организовать в середине недели встречу в так называемом "нормандском формате" – если к этому времени удастся согласовать ряд спорных позиций. Путин обратился к Лукашенко с просьбой помочь в проведении встречи на экспертном уровне, предоставив для этой цели минскую площадку.
Первые многосторонние переговоры по ситуации в Украине прошли в белорусской столице 5 сентября прошлого года, впоследствии попытки договориться предпринимались еще несколько раз, однако видимого прогресса по их результатам достигнуто не было – соглашения систематически нарушаются, в их срыве стороны обвиняют друг друга. Тем не менее, Александр Лукашенко не отчаялся войти в мировую историю в статусе миротворца, пусть и технического плана. По крайней мере, в разговоре с Путиным он не скрывал удовлетворения от отведенной ему роли:
– Да, я в курсе дела. Петр Порошенко мне позвонил, рассказал тоже об этом, он знает, что мы с вами собирались встречаться. Поэтому я заверяю вас: ради того, чтобы было спокойно в нашем с вами общем доме (все-таки это не чужие нам люди в Донецке, в Донбассе, в Украине), мы будем в Белоруссии делать все для того, чтобы выйти из той ситуации, в которую они попали. Так что можете не беспокоиться за мероприятие в Минске: в среду к вечеру, как и предлагали, мы все организуем. Приезжайте, я буду раз вас встретить. Есть и будет о чем еще поговорить, – сказал тогда Александр Лукашенко.
Политические оппоненты Лукашенко удивлены высоким доверием, который Запад начал оказывать "последнему диктатору Европы" – именно такими сомнительными эпитетами до последнего времени награждали западные политики несменяемого белорусского лидера. Сопредседатель партии "Белорусская христианская демократия" Виталий Рымашевский считает, что в данном случае Лукашенко получит весьма ощутимую индульгенцию на дальнейшее закручивание гаек у себя в стране:
Ожидать позитивного результата для Украины не приходится – эти переговоры только отдаляют решение по поддержке вооружением украинских военнослужащих
– Лукашенко и белорусский режим приобретают все большую легитимность в глазах Европы. В том числе и потому, что здесь, при организации белорусских властей планируются переговоры такого уровня, на которые приезжают лидеры европейских государств. Вот это, наверное, и есть самый главный итог для белорусов. Потому что это, по сути, отображение новой европейской политики – возобновление отношений с режимом Лукашенко, консервация ситуации, когда на нарушение прав человека смотрят уже не так строго, когда, не смотря на политзаключенных, восстанавливаются связи с авторитарным режимом. Что же касается содержания запланированных переговоров, я думаю, ожидать позитивного результата для Украины не приходится – эти переговоры только отдаляют решение по поддержке вооружением украинских военнослужащих. Лично я слабо верю в то, что их итогом действительно станет мир или хоть какое-либо длительное перемирие в зоне военной агрессии России, – говорит Виталий Рымашевский.
Вместе с тем, как считает эксперт в области международных отношений Андрей Федоров, пока еще рано оценивать заслуги Александра Лукашенко перед западной цивилизацией. По мнению собеседника, если переговоры в итоге так ни к чему и не приведут, миротворческий посыл Минска останется короткой и неприметной строкой в кровавой истории затяжного конфликта:
Безусловно, это будет внушительный имиджевый плюс для белорусского президента. Но дальше все, опять же, будет зависеть от итогов этой встречи
– Понятно, что никто с белорусской стороны в этой встрече принимать участия не будет, поскольку Минск – только площадка. Тем не менее, если сюда приедут и Ангела Меркель, и Франсуа Олланд, можно предположить, что так или иначе с Александром Лукашенко они встретятся. Безусловно, это будет внушительный имиджевый плюс для белорусского президента. Но дальше все, опять же, будет зависеть от итогов этой встречи. Если действительно произойдут какие-то существенные сдвиги, тогда, не исключено, это будет иметь логическое продолжение, и Белоруссии перепадет еще что-то, в основном, морального плана. Но в противном случае, думаю, это все достаточно быстро забудется и желаемых дивидендов от своего миротворчества белорусская власть не увидит, – полагает Андрей Федоров.
В чем солидарны аналитики, так это, пожалуй, в одном: даже таким авторитетным переговорщикам как канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд вряд ли удастся, если воспользоваться лексикой хозяина переговорной площадки Александра Лукашенко, "наклонить" президента России Владимира Путина. Минский политолог Алексей Король уверен: ни для того хозяин Кремля отважился на столь масштабную авантюру, чтобы потом капитулировать:
Если и будут достигнуты какие-то договоренности, то, на мой взгляд, это будет тактическая увертка Кремля ради того, чтобы потом продолжить подчинение Украины
– Намерения кремлевского руководства определились уже достаточно давно. Это – стремление подчинить Украину своим стратегическим интересам. И неудивительно, что подготовка к переговорам идет под грохот канонады возле Дебальцево, атаки даже не прекратились. Поэтому, если и будут достигнуты какие-то договоренности, то, на мой взгляд, это будет тактическая увертка Кремля ради того, чтобы потом продолжить подчинение Украины. Это конечная цель Владимира Путина, и если бы она была другой, решение для этого есть очень простое – не вводятся туда войска, не доставляются боеприпасы. То есть, война заканчивается, и уже после этого идут переговоры, – отмечает Алексей Король.
Накануне канцлер Германии Ангела Меркель во время совместной пресс-конференции с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне заявила, что нет никаких гарантий результативности переговоров 11 февраля глав стран нормандской четверки: "Возможно, из этого ничего не выйдет. Но тогда нам придется подумать о новых возможностях". Она подчеркнула, что когда в мире происходят политические конфликты, как в случае с Россией и Украиной, всегда оказывалось правильным снова и снова пытаться найти решение конфликта.