В Минске в ночь с 11 на 12 февраля проходила многочасовая встреча лидеров Германии, Франции, России и Украины, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда, Владимира Путина и Петра Порошенко по поиску пути достижения перемирия в зоне конфликта на востоке Украины.
Несмотря на то, что перед началом официальной части встречи президенты России и Украины пожали друг другу руки (что произошло после пригласительного жеста Александра Лукашенко), очевидцы сообщают, что переговоры проходили в напряженной атмосфере.
Ожидалось, что лидеры четырех государств могут подписать проект мирного плана для востока Украины, в котором есть 15 пунктов. В числе главных - всеобъемлющее прекращение огня с 10 часов утра 12 февраля 2015 года по киевскому времени, отвод тяжелых вооружений (калибром 100 мм и более): для украинских войск - от фактической линии соприкосновения сторон; для "вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей" - от линии соприкосновения сторон по "Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года".
Вечером в среду перед четырехсторонними переговорами президент Украины Петр Порошенко во время короткой беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко подчеркнул, что, если участники саммита не достигнут договоренности о деэскалации конфликта в Донбассе, ситуация выйдет из-под контроля. Также глава украинского государства успел поговорить с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель.
Одновременно 11 февраля в Минске в "Доме приемов" при участии представителей сепаратистов из самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик, Дениса Пушилина и Владислава Дейнего, продолжились переговоры так называемой "контактной группы" по мирному урегулированию в Донбассе, в которую входят представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, посол России на Украине Михаил Зурабов, бывший президент Украины Леонид Кучма.
За несколько часов до встречи в Минске Петр Порошенко, выступая на заседании правительства, заявил о проведении успешной операции украинских сил в районе "Дебальцевского плацдарма". Одновременно в украинском городе Краматорск 12 февраля объявлено днем траура по погибшим во время артиллерийского обстрела города в понедельник, когда были убиты 16 человек и 64, в том числе 6 детей, получили ранения. Представители мониторинговой миссии ОБСЕ установили, что по Краматорску стреляли с южного или юго-восточного направления. По последним данным, в Донецке во второй половине дня 11 февраля при обстреле автостанции и проходных Донецкого металлургического завода погибли шесть человек.
В минувшие выходные во время праздничных мероприятий в Сочи, приуроченных к годовщине начала зимних Олимпийских игр, состоялась встреча президентов России и Белоруссии. Владимир Путин рассказал Александру Лукашенко о том, что "поговорил с коллегами из Киева, Берлина и Парижа". По его словам, стороны условились постараться организовать в середине недели встречу в так называемом "нормандском формате", если к этому времени удастся согласовать ряд спорных позиций. Путин обратился к Лукашенко с просьбой помочь в проведении встречи на экспертном уровне, предоставив для этой цели минскую площадку.
Накануне переговоров в Минске мало кто из политологов, и в Москве, и в Киеве, и на Западе верил в их успех. Удачей, похоже, все посчитали бы договоренность о прекращении огня. Вот что предполагал московский политический эксперт Юрий Нисневич:
Your browser doesn’t support HTML5
Мнение о нынешнем минском саммите, высказанное накануне киевским политологом Виктором Небоженко:
Your browser doesn’t support HTML5
Американский политолог Ричард Вейс:
Your browser doesn’t support HTML5
Первые многосторонние переговоры по ситуации в Украине прошли в белорусской столице 5 сентября прошлого года, впоследствии попытки договориться предпринимались еще несколько раз, однако видимого прогресса по их результатам достигнуто не было – соглашения систематически нарушаются, в их срыве стороны обвиняют друг друга. Тем не менее Александр Лукашенко не отчаялся войти в мировую историю в статусе миротворца, пусть и технического плана. По крайней мере, в разговоре с Путиным он не скрывал удовлетворения от отведенной ему роли:
– Да, я в курсе дела. Петр Порошенко мне позвонил, рассказал тоже об этом, он знает, что мы с вами собирались встречаться. Поэтому я заверяю вас: ради того, чтобы было спокойно в нашем с вами общем доме (все-таки это не чужие нам люди в Донецке, в Донбассе, в Украине), мы будем в Белоруссии делать все для того, чтобы выйти из той ситуации, в которую они попали. Так что можете не беспокоиться за мероприятие в Минске: в среду к вечеру, как и предлагали, мы все организуем. Приезжайте, я буду рад вас встретить. Есть и будет о чем еще поговорить, – сказал тогда Александр Лукашенко.
Политические оппоненты Лукашенко удивлены высоким доверием, который Запад начал оказывать "последнему диктатору Европы" – именно такими сомнительными эпитетами до последнего времени награждали западные политики несменяемого белорусского лидера. Сопредседатель партии "Белорусская христианская демократия" Виталий Рымашевский накануне встречи в Минске отметил, что Лукашенко получит весьма ощутимую индульгенцию на дальнейшее закручивание гаек у себя в стране:
Ожидать позитивного результата для Украины не приходится – эти переговоры только отдаляют решение по поддержке вооружением украинских военнослужащих
– Лукашенко и белорусский режим приобретают все большую легитимность в глазах Европы. В том числе и потому, что здесь, при организации белорусских властей, планируются переговоры такого уровня, на которые приезжают лидеры европейских государств. Вот это, наверное, и есть самый главный итог для белорусов. Потому что это, по сути, отображение новой европейской политики – возобновление отношений с режимом Лукашенко, консервация ситуации, когда на нарушение прав человека смотрят уже не так строго, когда, несмотря на политзаключенных, восстанавливаются связи с авторитарным режимом. Что же касается содержания запланированных переговоров, я думаю, ожидать позитивного результата для Украины не приходится – эти переговоры только отдаляют решение по поддержке вооружением украинских военнослужащих. Лично я слабо верю в то, что их итогом действительно станет мир или хоть какое-либо длительное перемирие в зоне военной агрессии России, – сказал в интервью Радио Свобода днем 11 февраля Виталий Рымашевский.