"Моим государством развязана война"

Дмитрий Шипилов

Журналист, отсидевший 3 месяца за оскорбление Амана Тулеева, уехал на Украину и просит политического убежища

Российского журналиста Дмитрия Шипилова, который провел 3 месяца в колонии по обвинению в оскорблении губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, впустили на Украину спустя сутки после того, как он попросил о политическом убежище на белорусско-украинской границе. Вначале Шипилов получил отказ, положительное решение было принято лишь после поручительства украинских активистов. Сам журналист говорит, что вряд ли когда-нибудь вернется в Россию, где общество "психически больно".

Дмитрий Шипилов – родом из Кемерова, он является сотрудником издания "Новый Кузбасс". В 2012 году суд приговорил его к 11 месяцам исправительных работ за публикации в своем блоге, которые были признаны оскорбительными по отношению к тогдашнему губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и начальнику областного департамента культуры и национальной политики Ларисе Зауэрвайн. Журналист свою вину не признал и уехал в Москву. 10 сентября 2014 года его задержали полицейские в подмосковном Щелкове, по случайному совпадению или нет – в этот день в "Новом Кузбассе" было опубликовано интервью Шипилова с организатором "Марша за федерализацию Сибири", художником Артемом Лоскутовым. В ноябре против Дмитрия Шипилова было возбуждено еще одно уголовное дело, вновь в связи с оскорблениями, якобы нанесенными Аману Тулееву записями в "Живом журнале".

Дмитрий Шипилов был задержан в день публикации своего интервью с новосибирским художником Артемом Лоскутовым, организатором "Монстраций", акций в поддержку Pussy Riot и "Марша за федерализацию Сибири"

В связи с тем, что Шипилов уклонился от исправительных работ, кемеровский суд изменил ему наказание на три месяца лишения свободы в колонии-поселении, и после задержания в Подмосковье журналиста этапировали в Кемерово. Он вышел на свободу 29 декабря, полностью отбыв срок наказания. В начале этой недели Дмитрий Шипилов выехал в Белоруссию, прошел пограничный контроль на пропускном пункте "Новая Гута" в Гомельской области, пересек нейтральную полосу и на украинском КПП "Новые Яриловичи" (Черниговская область) обратился к пограничникам с просьбой о предоставлении политического убежища. Решение пустить его на территорию Украины было принято только спустя сутки, которые Шипилов провел на белорусском КПП. Это произошло, когда из Киева на границу – с готовностью подписать поручительство – приехали украинские активисты, в том числе киевский юрист-общественник Александр Гайдар. Радио Свобода связалось с Дмитрием Шипиловым вскоре после того, как он въехал на территорию Украины и вместе с Александром Гайдаром направился в Киев:

Your browser doesn’t support HTML5

Дмитрий Шипилов – о своих злоключениях на белорусско-украинской границе

Дмитрий Шипилов

– Какие эмоции вы сейчас испытываете?

– На самом деле, нет никаких определенных эмоций после того, через что пришлось пройти. Абсолютно спокойное, нормальное состояние. Все хорошо. Ну а то, что столько сложностей возникло… ответ очевиден: граждане РФ воспринимаются… ну, а как они, собственно, должны восприниматься, если моим государством развязана война?

– Правда ли, что вчера вас украинские пограничники чуть ли не вытолкали на нейтральную полосу, когда сначала вам отказали в убежище?

– Нет, это неправда, все было максимально корректно сделано со стороны персонала, более чем приветливо, люди понимают, но есть такое понятие, как государственное решение, и они вынуждены исполнять то, что прописано в приказах и указах.

То, что столько сложностей возникло… ответ очевиден: граждане РФ воспринимаются… ну а как они, собственно, должны восприниматься, если моим государством развязана война?

– Где в итоге вы провели эту ночь?

– В приграничном пункте на территории Белоруссии, никаких проблем особых не возникало.

– Почему вы решили уехать из России и попросить политического убежища на Украине?

– Ну, потому что мне уже неприятен воздух на территории России, если уж по большому счету. Просто та ситуация, которая там складывается, то, что происходит в умах моих соотечественников, мне все это не нравится. Очень сложно остаться здоровым в психически больном обществе.

– Связано ли ваше желание эмигрировать на Украину с уголовными делами, фигурантом которых вы становились в России?

– И это в том числе, это лишний аргумент. Но не основной.

– У вас есть уже какое-то представление о том, чем вы будете заниматься на Украине?

– Не готов сейчас на эту тему разговаривать со СМИ.

– Вы допускаете для себя возможность возвращения в Россию? Если да, то при каких условиях?

– Не думаю, что я вернусь когда бы то ни было в Россию, и даже не могу назвать условий, при которых это могло бы произойти. Для меня это на данном этапе прошлое, – говорит Дмитрий Шипилов.

О проблемах, возникших с въездом Дмитрия Шипилова на Украину, Радио Свобода рассказал киевский юрист-общественник Александр Гайдар, который сегодня утром приехал из Киева на пограничный пункт "Новые Яриловичи":

Your browser doesn’t support HTML5

Александр Гайдар – о проблемах политических беженцев из России на Украине

Александр Гайдар

– Нас попросили приехать, потому что без поручительства гражданина Украины въезд был бы невозможен. Самые интересные вещи были после приезда. Нас попросили ожидать, не пускали на погранзаставу, но в итоге пропустили после написания заявления-обязательства о том, что я его беру на поруки, забираю к себе. Только тогда было принято положительное решение. С третьей попытки мы его перевели. Масса была еще, как это по-русски сказать... анекдотических ситуаций уже после принятия положительного решения.

– Каких, например?

– Ну, миграционную карту ему перепутали в итоге, мы это обнаружили, когда уже вышли практически к машине. Обнаружили, что карту миграционную ему дали чужую, что могло потом создать ему огромные проблемы, уже в Киеве.

– Дмитрий Шипилов – не первый россиянин, который сталкивается с проблемами в получении убежища на Украине уже после свержения режима Виктора Януковича, почему эти проблемы возникают?

Есть факты судебных решений об отказе в политическом убежище. Они принимаются на основании того, что Россия считается правовым государством, в котором гражданам ничто не угрожает

– Я не могу прокомментировать, поскольку я не уполномочен принимать подобные решения. Да, есть факты судебных решений об отказе в политическом убежище. Эти решения принимаются на основании того, что Россия считается правовым государством, в котором гражданам ничто не угрожает.

– Есть какие-то основания надеяться, что эта ситуация изменится, – чтобы не решать каждый случай, что называется, в "ручном режиме", после того, как он вызывает резонанс в обществе?

– Проблема политических беженцев на Украине в том, что они не объединяются между собой, не общаются, поэтому эта информация неизвестна никому. Они должны сообщать о своих проблемах, объединиться, а этого, к сожалению, не происходит, – говорит киевский юрист Александр Гайдар.

Сложности с получением политического убежища на Украине за последние полгода возникали у нескольких граждан России, оппозиционно настроенных по отношению к действующим российским властям, например, у одного из организаторов "Марша за федерализацию Кубани" Петра Любченкова. Ему пришлось обращаться в суд, который, впрочем, принял решение в его пользу. Суд предоставил убежище и уехавшему на Украину по политическим мотивам российскому актеру Сергею Анисифорову, однако сейчас Миграционная служба Украины оспаривает это решение.