"Никакое" лицо президента

Владимир Путин во время прямой линии. 16 апреля 2015 года

Политолог Георгий Сатаров об искусстве профессионального разведчика Владимира Путина скрывать свои мысли

"Самая скучная прямая линия президента России за последние годы" – такого мнения придерживается политолог, глава Фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров, оценивая почти 4-часовое общение Владимира Путина со страной 16 апреля. Впрочем, это ничуть не означает, что скучен сам российский президент. Просто постановочное действие, которое увидела на этот раз Россия, не имеет никакого отношения к реальности, добавляет он.

Президент России Владимир Путин 16 апреля провел ежегодную прямую линию, ответив на десятки вопросов россиян, касавшихся в основном экономического положения страны, государственной политики и военной безопасности и чуть меньше – ситуации на Украине и социального обеспечения. Российский президент много говорил про "положительные тенденции" и успехи правительства, не допустившего резкой инфляции и повышения безработицы, подчеркивал необходимость улучшать условия для бизнеса, для частных инвестиций, совершенствовать кредитно-денежную политику. Критиковал власти Украины и США, добавляя, что у России "нет врагов", называл иранских аятолл "партнерами" и утверждал, что Израилю вовсе не из-за чего беспокоиться в связи с этим партнерством. Слов и терминов вроде "Новороссия" в ответах президента не промелькнуло ни разу.

Прямая линия Владимира Путина 16 апреля 2015 года

Многие политологи в интервью Радио Свобода признавались, что не стали в этот раз смотреть телетрансляцию прямой линии Владимира Путина, заранее посчитав ее скучным постановочным действом, не имеющим отношения ни к реальному положению дел во внутренней и внешней политике России, ни к истинным намерениям и опасениям главы государства. Президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров за общением Путина с жителями страны некоторое время наблюдал – и после окончания трансляции вспомнил, как российский президент, бывший кадровый офицер КГБ СССР, отвечая на вопросы авторов книги "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным", подчеркнул: "Язык дан разведчику, чтобы скрывать свои мысли". Видимо, как и бесстрастное выражение лица.

– 13-я по счету прямая линия Владимира Путина прошла на фоне слухов о его нездоровье, ухудшения внешнеполитической ситуации и падения экономических показателей. Все ожидали, что президент России скажет что-то яркое хотя бы по одному из этих трех направлений. Но этого не случилось.

– Вообще весь постановочный характер этого мероприятия был связан именно с тяжестью ситуации и нежеланием Путина касаться острых вопросов. Поэтому сюжет был выстроен так: то, что могло быть связано с хоть какой-то "остротой", он заранее включил в свою речь. Это напоминало фильм "Кубанские казаки" – но несопоставимо скучнее! И поэтому, если ему попадались какие-то острые вопросы, он отвечал, что, дескать, уже этого касался, и переключался на другие темы. Общее впечатление – как можно меньше энергетики, меньше остроты. Путин в этот раз был какой-то "вяловато-доброватый", это проявилось в нескольких сюжетах. Но по сути все было очень скучно и неинтересно. Хотя прямые линии были предельно неинформативны и раньше. Напомню, что Путин сказал в книге "От первого лица": "Язык дан разведчику, для того чтобы скрывать свои мысли". Чем он 15 лет и занимается! В этом смысле его ответы в принципе не могли быть интересными с политической точки зрения. Всегда это если и было интересно, то лишь психологически – как какой-то слепок с его самовыражения, с его психологических проблем и так далее. А тут и этого не случилось.

Your browser doesn’t support HTML5

Георгий Сатаров о прямой линии Владимира Путина

– Все заметили, что в этот раз президент России постоянно в ответ на любой вопрос сыпал цифрами. Это разновидность гипноза, чтобы скрывать положение дел, скрывать свои мысли?

– Нет, это немножко другое. Путин и раньше это любил, сейчас просто было больше заготовленных вопросов, поскольку, я уже отметил, все это была театральная постановка, к которой легко готовиться, и в день "премьеры" чаще использовать этот незамысловатый прием. А общая цель – показать, как он все контролирует, как хорошо все знает, что он по-прежнему – универсальный и эффективный демиург. Так что это тоже часть шоу.

Георгий Сатаров

– Говоря сегодня о внешней политике, Владимир Путин временами выглядел, действительно, очень мягким. Например, признал, что его любимый Советский Союз навязал половине Европы свою систему ценностей, и добавил, что "мы сейчас расхлебываем последствия этого". Но потом у него как будто включилась какая-то "внутренняя красная кнопка" – и он мгновенно сорвался, у него даже исказились черты лица, и заявил: "И США, и США так же сейчас делают!" Эти психологические переходы имеют значение?

– Для того чтобы четыре часа выдерживать один и тот же стиль, нужно очень много сил. И то, что у него "булькает" в душе, все равно прорывается.

Еще высказывались предположения, что эта прямая линия пройдет на фоне подковерной и очень острой борьбы разных "фракций" в Кремле и Путину будет необходимо показать всем придворным диссидентам, внутри собственного лагеря, что он именно "демиург", имеющий некую мистическую связь с народом. И поэтому любые вещи, которые происходят где-то ниже его, на каких-то низких ступеньках, просто его не касаются, и тем более – что любые попытки как-либо, в любую сторону, изменить систему обречены на провал и вызовут лишь "гнев народа". Но ничего этого не было в его речи!

– Этого не было по той простой причине, что есть ресурс мантры "У меня 85 процентов поддержки", которая особого политического и практического смысла не имеет, но обладает гипнотической силой и воздействует и на его противников, и на представителей его лагеря. И поэтому каких-то специальных усилий здесь предпринимать было не нужно. Единственное, что он старался делать, – не определяться, не выказывать предпочтений какой-либо "линии" или стороне, и это ему легко удалось.

То, что у него "булькает" в душе, все равно прорывается

– Что касается Украины: никаких "ДНР" и "ЛНР", никаких употреблений, упаси боже, слова "Новороссия". Путин говорил об Украине исключительно как о целой Украине. Это тоже показатель?

– Здесь нет ничего нового, такая терминология уже исчезла из активного обращения, и поэтому это меня совершенно не удивило. Единственное, все отметили, что при любом случае Путин пользовался возможностью как-то слегка потоптаться и попрыгать на качествах нынешнего украинского руководства. Но, опять же подчеркну: раз булькает, то может и прорываться.

– За последние несколько лет мы уже видели столько лиц Владимира Путина, что многие в них запутались. Какое лицо Путина увидели сегодня вы?

– Лицо универсальное – под названием "никакое".