Верховная рада запретила транзит российских военных в Приднестровье. Последует ли этому примеру Кишинев?

Своим мнением делится военный эксперт Института Публичных Политик Юрие Пынтя.

Влиятельный депутат Госдумы заявил, что Россия не должна бросать Приднестровье и Молдавию” после того, как Украина запретила транзит российских военных в Приднестровье. Глава комитета по обороне Госдумы Владимир Комоедов выразил надежду на то, что российскому и украинскому правительствам удастся прийти к компромиссу и Москве не придется прибегнуть к каким-то карательным мерам в отношении Киева.

Верховная рада денонсировала в четверг пять ключевых соглашений с Россией в области военного сотрудничества и обороны, в том числе о транзите российских войск через Украину в Приднестровье для поддержки миротворческой миссии. Решение украинского парламента должен промульгировать президент Петр Порошенко.

И также в Москве в пятницу координатор Управления генеральных инспекторов Минобороны генерал армии Юрие Якубов заявил Интерфаксу, что материально-техническое обеспечение российского контингента, включая миротворцев в Приднестровье, будет обеспечиваться в любом случае”. По словам Якубова, „министерству обороны ничего не остается, как обеспечивать всем необходимым российские формирования по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации". „ Оставить миротворцев на голодном пайке мы не позволим”, сказал генерал, который добавил при этом, что запрет может привести к обострению ситуации в регионе.

Напомним, что Оперативная группа российских войск (ОГРВ) в Приднестровье и российский миротворческий контингент насчитывают вместе около 1500 военнослужащих.

Мы спросили военного эксперта Института Публичных Политик Юрия Пынтю, чем продиктовано это решение Украины, и насколько вероятно, что Кишинев последует примеру Киева?

Юрие Пынтя: „Это решение принято, прежде всего, в интересах национальной безопасности Украины. Иными словами, Украина все больше осознает на различных уровнях, что угроза ее безопасности исходит, в первую очередь, со стороны востока, со стороны восточных границ.

И в этих условиях возможны разные действия, которые вписываются в единую логику мер – не только эти соглашения, о которых вы упомянули. Эти соглашения, возможно, являются, образно говоря, вершиной айсберга, поскольку безопасность любого государства не сводится лишь к военной безопасности, она имеет множество других составляющих. Поэтому нельзя рассматривать эти действия в отрыве от контекста и говорить, что это кардинальная мера, решающий шаг, который полностью гарантирует безопасность Украины. Прежде всего, эти действия следует рассматривать как меры, принятые в интересах Украины.

Этому решению официальный Кишинев никак не способствовал. Денонсация соглашений – это, скорее, пример государственности со стороны Украины, и этому примеру руководству Республики Молдова не грех последовать.

Что касается присутствия этих войск в Приднестровье, то были какие-то соглашения, подписанные в ’92-94 гг., в которых оговаривался статус этих войск, правила их перевозки, но эти соглашения с момента их подписания и до сегодняшнего дня практически не выполнялись. Логика этих соглашений между Республикой Молдова и Российской Федерацией сводилась к тому, что любой военный контингент, прибывающий в Республику Молдова, подлежит проверке со стороны конституционных властей. Все, что относится к военным действиям российского контингента на территории Республики Молдова, должно было проводиться по четко оговоренным правилам.

Если помните, в самом начале были какие-то попытки добиться, чтобы руководители, командиры этих подразделений из России, из Приднестровья приезжали в Кишинев и докладывали о своем назначении или уходе с должности, давали разъяснения по поводу того, что они делают на территории Республики Молдова, что они там ищут, как выполняют свои обязанности, каков их статус и т.д. и т.п. Но этих попыток было все меньше и меньше и постепенно Кишиневом просто стали пренебрегать.

Иными словами, Российская Федерация и не спрашивает разрешения. Она просто заявляет, что будет обеспечивать своих военных так, как сочтет нужным, по воздушному мосту или в ином порядке, что, по сути, маловероятно. По той простой причине, что воздушное пространство вокруг Приднестровья контролирует та же Украина. А значит, когда Украина запретит воздушный транзит любых грузов из России – кроме регулярных пассажирских рейсов, тогда эта проблема станет более чем серьезной для этого военного контингента. Этот вопрос, несомненно, вызовет дискуссии и станет предметом переговоров.”

Свободная Европа: Как вы считаете, Кишинев предпримет аналогичные действия после Киева, или это маловероятно?

Юрие Пынтя: „Я не очень вижу, кто в Кишиневе, какие политические силы могут твердо и решительно заявить о национальных интересах и потребовать соблюдения документов, подписанных в 92, 93, 94 гг. Прежде России всегда удавалось „убедить” официальный Кишинев согласиться со всем, что она, Россия, считала нужным сделать или же просто ставила его перед свершившимся фактом.

Поэтому – нет, не думаю, что Кишинев последует примеру Киева. Особенно если учесть, что Республику Молдова эта ситуация, похоже, очень устраивает: ведь если Украина разрешит или запретит воздушные перевозки любых грузов, помимо пассажирских, Кишинев останется в стороне, так как от него ничего уже не зависит.

Российская Федерация уже предприняла необходимые усилия для того, чтобы задействовать тираспольский аэродром, благодаря которому доставка грузов станет возможной без контроля со стороны Кишинева. Вспомним, два года назад этот аэродром в Тирасполе был отремонтирован и сейчас располагает всеми возможностями для того, чтобы принимать военные грузы. Он не мог принимать гражданские грузы и пассажирские рейсы, но для принятия военных грузов после ремонта вполне пригоден.

Следовательно, „запасная полоса” для обеспечения российского военного контингента была подготовлена заблаговременно. Я думаю, именно это имеется в виду, когда российские генералы заявляют, что контингент в Приднестровье будет обеспечен в любом случае.”

Свободная Европа: Если не Украина, единственный путь, который остается – это через Румынию и Республику Молдова…

Юрие Пынтя: „Через Румынию и Республику Молдова. Что, разумеется, не является решением, за которое российские военные ухватятся обеими руками. Этот вариант предполагает большие затраты и совершенно другие политические соглашения.”