В городе Донецк Ростовской области в четверг начались закрытые предварительные слушания по делу Надежды Савченко, которую обвиняют в убийстве двух российских журналистов, покушении на жизнь нескольких жителей Луганской области, которые могли пострадать в результате скорректированного ею артобстрела, а также в незаконном пересечении российской границы. На сегодняшнем заседании суд определит дату начала слушаний по существу, а также рассмотрит ходатайства защиты о привлечении к процессу присяжных и о переносе его в Москву.
Как сообщил журналистов адвокат Савченко Илья Новиков в четверг днем, он подал ходатайство об изменении подсудности дела в вышестоящий, Ростовский областной суд. По его словам, удовлетворить это ходатайство будет для суда "вопросом здравого смысла". Вопрос, надеется Новиков, будет решен сегодня же. Другой адвокат, Марк Фейгин, отметил в четверг, что в Донецке Савченко не сможет пользоваться консульской поддержкой. Кроме того, именно в Москве живут потерпевшие, родственники российских журналистов, и большинству свидетелей до Москвы добраться безопасней и проще, чем до приграничного Донецка.
Your browser doesn’t support HTML5
Надежда Савченко своей вины не признает. Адвокаты утверждают: их подзащитная, еще до начала минометного обстрела, под которым оказались журналисты ВГТРК, попала в плен к боевикам самопровозглашенной "Луганской народной республики", а затем в результате сговора сепаратистов и российских спецслужб была незаконно ввезена в Россию.
Донецкий городской суд – небольшое аккуратное здание со свежим ремонтом, белыми стенами, кондиционерами и кулером с водой для посетителей, установленным в фойе на первом этаже. Здесь всего пять залов судебных заседаний, но по случаю рассмотрения дела Савченко один из них готовы отдать журналистам, которых, как здесь уверены, основной зал вместить не сможет. Из основного зала в соседний будет устроена видеотрансляция.
Впрочем, в четверг заседание проходит за закрытыми дверями (обычная процедура для предварительных слушаний в российских судах), так что история с трансляцией будет актуальна позже, когда дело начнут рассматривать по существу. Пока же в Донецке не так много журналистов. По словам пресс-секретаря суда Татьяны Диевой, она получила около 30 заявок на аккредитацию от пожелавших освещать начало слушаний по делу Савченко.
Сама Надежда Савченко до сегодняшнего появления в суде находилась в Новочеркасском следственном изоляторе №3. Это в 150 километрах от места, в котором ее собираются судить. Местные журналисты называют Новочеркасский СИЗО "расстрельным", то ли из-за того, что раньше сюда отправляли "смертников" – здесь, например, ждал приговора Андрей Чикатило, то ли потому, что когда-то здесь сидели участники расстрелянной в 1962 году забастовки рабочих. Считается, что Новочеркасский следственный изолятор охраняют особенно тщательно. По словам уполномоченного по правам человека Ростовской области, условия содержания Надежды Савченко "более чем приемлемые", но адвокаты обращают внимание на чрезвычайную отдаленность изолятора от суда: по меньшей мере непрактично возить подсудимую ежедневно на расстояние в 300 километров, притом что ближайший к Донецку следственный изолятор есть в Каменск-Шахтинске, то есть всего в 33 километрах.
По словам адвоката Николая Полозова, Савченко, которую защита увидела сегодня впервые задве недели, выглядит и чувствует себя нормально. Савченко, по ее собственным словам, три дня везли в "столыпинском вагоне" из Москвы в Воронеж. В Воронеже ее держали еще сутки, после чего перевезли в Новочеркасск. Там она содержится в одиночной камере, с удобствами и горячей водой, что есть в этом СИЗО не у всех заключенных:
Your browser doesn’t support HTML5
В самом Донецке о деле Савченко знают преимущественно со слов корреспондентов центральных каналов российского телевидения. "Вроде военная украинская, кого-то там подстрелила… Почему ее к нам-то судить привезли, не знаете? — спрашивает меня местный житель, таксист Геннадий, и тут же заключает: – А и хорошо, хоть подработаем".
По официальной версии, судить Надежду Савченко в Донецке решили потому, что именно здесь, в районе пункта пропуска "Донецк – Изварино", она, как утверждают следователи, летом прошлого года незаконно перешла российскую границу. Это один из эпизодов обвинения. Надежда Савченко обвиняется также в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а, е, ж, л" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, пунктами "а, е, ж, л" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 322 Уголовного кодекса РФ: убийство двух и более лиц, покушение на убийство двух и более лиц общеопасным способом, по мотивам ненависти к социальной группе, совершенное группой лиц по предварительному сговору, и незаконное пересечении границы Российской Федерации.
По мнению следствия, социальная группа, которую "ненавидела" Савченко, – это "жители Луганской области". Кроме этого, как считают следователи, во время боевых действий под Луганском в июне 2014 года Надежда Савченко в качестве оператора-наводчика вертолета Ми-24 передала вооруженным сепаратистам координаты съемочной группы российских журналистов компании ВГТРК. Жертвами минометного обстрела стали репортеры Игорь Корнелюк и Антон Волошин.
Максимальное наказание, которое может получить Надежда Савченко, – 25 лет лишения свободы. Ее адвокаты пытались добиться рассмотрения ее дела судом присяжных. Из-за коллизии законов, сейчас в России для женщин такая форма судопроизводства недоступна в принципе: на суд присяжных могут рассчитывать только те, кому грозит пожизненное лишние свободы, а такое наказание в России женщинам назначать запрещено. Защита Надежды Савченко тем не менее намерена в ходе предварительных слушаний в Донецком суде, вновь ходатайствовать о рассмотрении ее дела с участием присяжных. Еще одним непременным ходатайством защиты станет просьба об изменении для Надежды Савченко меры пресечения на любую, не связанную с содержанием под стражей.