„Mы пытаемся своей работой показать, что людям не следует слепо верить российским СМИ”

Руслан Дейниченко, соучредитель сайтa StopFake.org

Интервью c Русланом Дейниченко - соучредителем сайтa StopFake.org, исполнительным директором Киево-Могилянской школы журналистики

Руслан Дейниченко: "Как правило, когда у нас зарождаются какие-то идеи, они рождаются снизу. Возникла идея о молдавских партнерах: а почему бы не переводить информацию, которая у нас появляется, на румынский язык? Мы всегда открыты к таким инициативам, поэтому мы согласились, начали переводить статьи, появилась румынская версия. Чешское посольство решило эту идею поддержать. Oни сказали, что это хорошая идея: „Можно мы вас поддержим?” Мы никогда не отказываемся от поддержки, тем более, что никто никогда не делал никаких попыток вмешаться в нашу работу и указывать нам, что и как делать. Для того, чтобы переводить, надо, во-первых, знать язык, во-вторых, знать контекст, знать что здесь происходит, поэтому мы бы сами не взялись за переводы. Поэтому прекрасно, что у нас появился молдавский партнер, и прекрасно, что благодаря молдавскому партнеру у нас есть теперь еще одна версия на иностранном языке. А это означает, что люди, например, в Румынии или в Молдове, которые не владеют русским языком или английским языком, могут прочитать какие-то наши расследования, сделать свои выводы о том, как работает российская пропаганда и почему информации об Украине в российских СМИ не стоит верить. Или не всегда нужно верить, по крайней мере, сомневаться в том, что пишут российские масс-медиа”.

Свободная Европа: Из вашего опыта, как изменились так называемые фейки, которые распространяют российские СМИ? Скажем, за полтора года? Какие тенденции сейчас наблюдаются?

Руслан Дейниченко: "Конечно, изменилась ситуация, и очень часто в начале нашей работы фейки опровергать было довольно легко. Достаточно было сделать пару звонков, чтобы выяснить, что эта неправдивая информация. Ложь была откровенной и ее легко было проверить. Как и в случае якобы беженцев из Украины в Белгородской области. Один телефонный звонок – и есть опровержение. А сейчас российская пропаганда совершенствует способы распространения фальшивой информации, они стали более профессиональными, они уже меньше берутся за откровенно грязную работу, которую легко опровергнуть, отдавая это на откуп каким-то маргинальным ресурсам. И очень часто они все же дают информацию манипуляторного характера, но которую невозможно опровергнуть. То есть, они ссылаются на какой-то или анонимный источник, или на источник, который невозможно проверить. Кто-то услышал где-то в толпе, что в Киеве будут сносить памятник жертвам нацистов. И они это публикуют. Но мы не можем проверить, действительно кто-то услышал или не услышал; на самом деле никто в Киеве этот памятник, это монумент сносить не собирается, это ложь. Но опровергнуть ее теми способами, которые мы используем, практически невозможно."

Свободная Европа: Почему, на ваш взгляд, гражданам нужно сомневаться в информации, которую распространяют российские СМИ? В Молдове, как и в других странах СНГ, очень доверяют российскому телевидению. Как можно и нужно отделять ложь от истины? Ваши рекомендации как человека опытного…

Руслан Дейниченко: "Ну, во-первых, не нужно принимать все на веру. Люди старшего поколения, у них так исторически сложилось, они ведь считают: если что-то показали по телевидению или опубликовали газеты, то это автоматически правда; они уверены, что журналист проверил эту информацию, и он отвечает за правдивость этой информации. А вот нашей работой на протяжении 18 месяцев мы показали, что в случае с российскими СМИ это правило не работает, зачастую эта информация лживая и является элементом пропаганды, и распространяется с целью манипуляции, формирования определенной точки зрения в Украине, влияния на поведение людей… Поэтому, если вам однажды соврали, а в случае с российской пропагандой это вранье постоянное – как можно этому верить? Поэтому мы пытаемся своей работой показать, что людям не следует слепо верить информации, которую они читают, по крайней мере, в российских медиа. Проверяйте, пользуйтесь многими источниками информации, не делайте каких-то выводов о событиях на основе только одного источника, лишь на основе сообщений в российских СМИ."

Свободная Европа: Вы сказали, что запрет на ретрансляцию российских СМИ спас в какой-то мере территориальную целостность Украины. Сейчас в Молдове этот вопрос тоже активно обсуждается, некоторые западные эксперты говорят, что запрещать нельзя, так как это ущемление свободы слова. Как, по вашему мнению, надо поступать Молдове, где есть Приднестровье, есть гагаузская автономия?

Руслан Дейниченко: "Я воздержусь от совета, как действовать в Молдове, это право граждан вашей страны решать, как им поступать. Я могу сказать только об Украине. У нас тоже была такая дискуссия, и многие отстаивали право российских медиа на то, чтобы их точка зрения была представлена. Действительно, говорили: это же демократия, свободный доступ к информации и не нужно запрещать российские каналы или ограничивать их право свободно распространять информацию здесь. Единственный существенный момент: они свободно распространят ложь, и в этом их отличие от средств массовой информации. Когда российские каналы не распространяли ложь, они были представлены у нас. А сейчас государство забрало у них право распространять ложь, и я считаю, что это было стопроцентно правильное решение. Потому что сейчас российские войска оккупировали бы как минимум половину Украины, русскоязычную часть, там, где русскоязычное население составляет большинство. Потому что на востоке - в Луганской, Донецкой областях - им удалось настолько запугать людей, наврать им о том, что происходит в Киеве, о революции достоинства, которая была в Киеве и других городах, что люди просто… стали испытывать животный страх: они закрылись и не воспринимают никакую другую информацию. В случае Украины, я считаю, это было единственно правильное решение, а в случае Молдовы – граждане страны и чиновники, которые определяют информационную политику должны взвесить все „за” и „против”, и если окажется, что и здесь есть угрозы молдавскому государству, то, я думаю, ответ на ваш вопрос более чем очевиден. Вот у нас в Украине после Революции достоинства граждане требуют от политиков и от правительства, от чиновников решений. Они требуют реформ, они требуют принятия тех или иных законов. И я думаю, что молдавское общество тоже достаточно зрелое для того, чтобы от правительства требовать принятия решений, которые вы считаете правильными. Я понимаю, что могут быть люди, которым это не понравится, люди, которые будут недовольны тем, что из эфира исчезнут их любимые сериалы. Но здесь на чаше весов несопоставимые вещи. У нас это независимость и целостность страны и чья-то возможность смотреть любимый сериал. Я считаю, это просто нельзя сравнивать."