Юрие Топалэ: „Приватизация Железной дороги – большая глупость”

Беседа с директором Железной дороги Молдовы о новом железнодорожном сообщении между Молдовой и Украиной.

Молдавские и украинские железнодорожники договорились восстановить железнодорожную ветвь в обход Приднестровья – это участок от Березино в Одесской области до молдавской Бессарабки. По словам директора Железной дороги Молдовы (ЖДМ) Юрия Топалэ, новый путь увеличит грузопоток, и это станет эффективным решением в условиях финансового кризиса, в котором пребывает госпредприятие, которое он возглавил в начале августа. Евгения Погор обсудила с главой ЖДМ эти и другие проекты.

Юрие Топалэ: Сейчас мы находимся в критической ситуации. Может, вы в курсе сложившейся на железной дороге ситуации, а может, и нет. Я не буду говорить, как и по какой причине все сложилось именно так. Но я хочу сказать, что молдавскую железную дорогу можно спасти. И мы уже делаем конкретные шаги в этом направлении - не словами, а делами. И то, что мы видим с экономической точки зрения – проблемы решаются. Не далее как во вторник я ездил в Одессу, где встретился с самым высоким начальством - с главой областной администрации Михаилом Саакашвили, мы подписали соответствующее соглашение. Мы намерены открыть еще один пункт пропуска на молдавско-украинской границе. Существует пропускной пункт в одесском направлении – через Кучурганы. Мы хотели бы открыть еще один пункт, ниже, через Бессарабку. С украинской стороной мы договорились о восстановлении железнодорожного отрезка на территории Республики Молдова, а украинские коллеги построят около 20 км пути по направлению к молдавской границе.

Свободная Европа: Колея будет широкой?

Генеральный директор госпредприятия Железная дорога Молдовы Юрие Топалэ

Юрие Топалэ: Да, широкая колея. Но, так или иначе, все грузы и все деньги сконцентрированы в южной зоне. И мы должны сделать все для наших клиентов, надо создать все условия для того, чтобы мы могли конкурировать на рынке. Потому что, к сожалению, многие поставщики отказались от наших услуг, они предпочли другие конкурирующие виды транспорта. Мы занимаемся бизнесом, хотя и являемся государственным предприятием Железная дорога Молдовы, представляем государство, платим налоги в госбюджет. Кроме того, за руководством стоят около 11 тысяч человек, которые должны вовремя получать зарплату, соответствующую затраченному труду. На железной дороге работать нелегко и непросто, и люди имеют право на лучшую жизнь и на достойную зарплату.

Свободная Европа: По этой причине люди сейчас не получают зарплату – из-за сокращения грузового потока и пассажирских перевозок?

Юрие Топалэ: Нет. Сейчас зарплату выдаем день в день. Задолженность у нас сократилась до полутора месяца. Когда я возглавил Железную дорогу, людям должны были за три месяца.

Свободная Европа: Но вернемся к колее. Как вы считаете, мы сможем когда-нибудь перейти на другую колею? Сколько это может стоить и есть ли смысл?

Юрие Топалэ: С точки зрения логистики – смысл есть. Но не до Кишинева, а до Ильичевского порта. Тогда мы станем очень привлекательными для грузоперевозок и для пассажиров. И если сделаем нормальную колею, европейскую, можно будет наладить связь с европейскими странами, с Ильичевским морским портом, Одесской областью. Разумеется, хорошо бы сделать так во всем мире, чтобы не было больше проблем со сменой колес, но … зависит от возможностей каждого. Я думаю, сегодня рано говорить об этом, маловероятно, что это произойдет в ближайшие годы.

Свободная Европа: Г-н Топалэ, идут разговоры и о приватизации Железной дороги...

20 октября Юрие Топалэ подписал соглашение с губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили и и.о. гендиректора "Укрзализныци" Александром Завгородным

Юрие Топалэ: Если меня еще немного тут продержат, приватизации не будет. Потому что я увеличу активы где-то до 30 миллиардов вместо сегодняшних двух миллиардов. И если кто-то купит… Если уж продавать себя, то дорого. А так, почти даром… Приватизация Железной дороги будет самой большой глупостью. Это чересчур. Я понимаю, что разворовали всё, но это уже предел.

Свободная Европа: Почему - глупость? Разве это не выход в условиях, когда предприятие убыточно, финансовое положение очень сложное?

Юрие Топалэ: Могут приватизировать все, что угодно, могут приватизировать локомотивы, подвижной состав, вагоны – все, но только не инфраструктуру. Инфраструктура – это железная дорога, земля. Возьмем хотя бы стоимость одного гектара земли, установленную правительственным постановлением – у нас 15 тысяч гектаров земли, стоимость которой приближается к 15 млрд леев. Если Железную дорогу приватизировать сегодня, то балансовая стоимость составит порядка двух миллиардов. Земли у нас в семь раз больше, не говоря уже о металлоломе. Если только металл выставить на продажу - наберется много-много миллионов, думаю, его здесь не менее 700 тысяч тонн.

Свободная Европа: Значит, приватизация убыточна для государства?

Юрие Топалэ: Это было бы большой глупостью, идиотизмом. Я не могу даже сказать, что это убыточно. Это означало бы, что у нас не государство, а ...

Свободная Европа: И выход какой? Кредит ЕБРР?

Юрие Топалэ: Выход уже есть. Дайте мне поработать год, и я покажу, какой выход – я выведу это предприятие из числа убыточных.

Свободная Европа: Вы говорили, что дела идут туго. Почему?

Юрие Топалэ: Не ЕБРР виноват. Виноваты все мы, в том или ином смысле. То министерство финансов не дает заключение, то министерство транспорта на чем-то споткнулось, то еще какие-то ведомства... Я даже разозлился: „Черт возьми, министерство! Да или нет!”. И начали подписывать все документы, и вот все заключения есть, начинаем консультации – предложенные, кстати, также ЕБРР, разрабатываем технические задачи, идем дальше, приобретаем локомотивы, создаем инфраструктуру. Все наладится, вот увидите, у ЖДМ есть будущее. Лет через 15-20 у молдавской железной дороги не будет проблем с инфраструктурой. Это крупнейшее предприятие в стране с самым многочисленным персоналом. Разумеется, проблемы есть, но...

Свободная Европа: Вы говорили, что кредит еще не получили, а проценты уже платите. Как это произошло?

Юрие Топалэ: Не мы платим. Кредит предоставлен министерству финансов. Но, так или иначе, платит страна, то есть министерство финансов, мы все – и платим по собственной глупости… Такого у европейцев быть не может. Они говорят: „Как? Мы вам дали денег, а вы их не используете?”.

Свободная Европа: А почему так произошло?

Юрие Топалэ: На этой должности я с 3 августа. И говорю лишь о том, что было после 3 августа.