О Валентине Матвиенко спросили в суде

Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко

В Лондоне заинтересовались возможным участием спикера Совета Федерации России в рейдерском захвате

Высокий суд Лондона вынес постановление, обязывающее банк "Санкт-Петербург" и его бывшего президента Александра Савельева до 4 ноября найти и представить суду документы о роли спикера Совета Федерации России Валентины Матвиенко в "рейдерском захвате" принадлежавшей бывшему российскому предпринимателю Виталию Архангельскому петербургской компании "Осло марин групп". Основные слушания по этому делу начнутся в январе следующего года.

В 2006 году петербургский бизнесмен Виталий Архангельский, президент и владелец крупной компании "Осло марин групп", стоимость активов которой оценивалась в миллиард долларов, получил в банке "Санкт-Петербург" кредит в размере четырех миллиардов рублей. Через какое-то время банк неожиданно – до окончания кредитного соглашения – потребовал вернуть долг. У Виталия Архангельского свободных денег не было, поскольку кредит ушел на модернизацию компании. В 2010 году против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве и, по решению суда, банк начал конфискацию принадлежавших ему активов и предприятий. Архангельский называет это рейдерским захватом своего бизнеса. Опасаясь за свою жизнь, он вместе с семьей бежал во Францию.

Французский суд отказал России в его экстрадиции, установив, что предъявленные банком "Санкт-Петербург" документы были сфальсифицированы, а подписи Архангельского подделаны. Архангельский подал встречный иск к банку, требуя многомиллионной компенсации за незаконно конфискованную собственность. При этом он обвинил банк в сговоре с семьей бывшего губернатора Петербурга, а ныне спикера Совета Федерации России Валентины Матвиенко. Решение лондонского Высокого суда комментирует представитель Виталия Архангельского в суде юрист Павел Строилов:

Мы просили более широкое решение – вообще любые документы о взаимоотношениях банка с Матвиенко и другими

– В англосаксонской системе это вообще стандартное решение: стороны должны друг другу раскрывать все документы, которые у них есть по существу дела. Как те, которые им помогают, так и те, которые помогают их оппонентам. И после этого (опять же это вполне обычная практика, когда стороны таким образом обменялись документами) начинаются жалобы с обеих сторон, чего, как мы считаем, наши оппоненты не раскрыли. И это решение мы просили, его Архангельский просил у суда по целому ряду пунктов, по тем недостаткам в раскрытии документов со стороны банка, которые мы смогли идентифицировать.

В том числе был и пункт о том, что, поскольку в деле достаточно существенную роль играли высокопоставленные российские чиновники, в том числе Валентина Матвиенко, Владислав Пиотровский, Андрей Степаненко (так, по крайней мере, утверждается в иске Архангельского), то любые взаимодействия банка с этими людьми в отношении активов Архангельского должны быть раскрыты. Суд это принял. Мы просили более широкое решение – вообще любые документы о взаимоотношениях банка с Матвиенко и другими. С этим судья не согласился, несколько ограничил. В результате это только взаимоотношение в отношении активов Архангельского и группы "Осло марин".

– А есть ли уверенность, что они раскроют эти документы и предъявят их, как требует того суд?

За такое недобросовестное поведение их дело автоматически могут просто выкинуть, просто могут наказать фактически проигрышем дела

– Никогда нет до конца уверенности, что стороны действуют добросовестно и выполняют решение суда. Умышленно какие-то документы скрыть, уничтожить, да и просто не раскрыть – это очень серьезное преступление. За это можно в Англии сесть в тюрьму. За такое недобросовестное поведение их дело автоматически могут просто выкинуть, просто могут наказать фактически проигрышем дела. Во-вторых, это все происходит под контролем английских адвокатов банка. Их обязанность – помогать суду, а во вторую очередь – эти документы рассмотреть и идентифицировать то, что суд приказал раскрыть, – говорит Павел Строилов.

Сергей Гуриев

Одним из экспертов по делу в лондонском судебном процессе выступает известный российский ученый-экономист Сергей Гуриев, теперь постоянно проживающий в Париже. Экспертный доклад Сергея Гуриева был представлен суду на заседании 23 октября. Доклад расценивает действия банка "Санкт-Петербург", его бывшего президента Александра Савельева и других руководителей банка как возможное мошенничество против собственных акционеров и вкладчиков, которое должно быть расследовано российским Центральным банком. Сам Виталий Архангельский в интервью Радио Свобода оптимистично смотрит на возможность выиграть дело:

Судье абсолютно безразлично, что один из моих основных оппонентов – это госпожа Матвиенко, третье лицо в Российском государстве

– Я глубоко удовлетворен результатами. Конечно, они пока что являются промежуточными. До основной битвы еще несколько месяцев. Но я уверен (и уже несколько лет моя уверенность меня не покидает), что английский суд, в отличие от российского, вершит правосудие, невзирая на лица. Судье все равно, какими компаниями и кто владеет. Судье абсолютно безразлично, что один из моих основных оппонентов – это госпожа Матвиенко, третье лицо в Российском государстве, и основной бизнес-партнер и партнер по рейдерству Путина. Соответственно, я уверен, что дело английского суда – это установить истину и рублем, а точнее, английским фунтом наказать их за мошенничество и рейдерство.

– Одним из экспертов по этому делу в судебном процессе был известный экономист Сергей Гуриев. Насколько для вас было важно его заключение? Почему он был привлечен в качестве независимого эксперта?

Мои оппоненты, используя свои контакты, связи и коррупцию в российских правоохранительных органах, устраивают мне любые препятствия в этом процессе

– Не секрет, что Сергей Маратович является, наверное, на сегодняшний день самым известным и признанным во всем цивилизованном мире экономистом российского происхождения. Этот человек, ученый не только владеет международным опытом и практикой ведения бизнеса, но и был членом совета директоров крупнейший российских банков, преподавал в крупнейших международных вузах.

– Судебные заседания пока проходят в Лондоне. У вас нет возможности приезжать сюда на заседания и почему?

– Мои оппоненты, используя свои контакты, связи и коррупцию в российских правоохранительных органах, целенаправленно не дают мне возможности лично участвовать в судебном процессе, устраивают мне любые препятствия в этом процессе. Тем не менее я с радостью и гордостью констатирую, что английский суд вошел в мою ситуацию и принял решение о проведении части судебного процесса во Франции. В этом случае я сам смогу в перекрестном допросе подтвердить и доказать истину, – уверен Виталий Архангельский.

Нынешние слушания в лондонском Высоком суде были лишь предварительными. Слушания по существу пройдут в январе-марте 2016 года также в Лондоне, с выездным заседанием в Париже для заслушивания показаний живущего во Франции Виталия Архангельского.