Генеральная прокуратура и Национальный центр по борьбе с коррупцией провели обыски в министерстве сельского хозяйства по делу о распределении субсидий в период 2010-2013 гг. Поводом для расследования стали выводы рабочей группы минсельхоза, которая еще летом сообщила о выявленных нарушениях.
Как сообщили представители министерства сельского хозяйства, следственные мероприятия связаны, в частности, с выделением субсидий на закладку плантаций черной смородины и других ягодных культур. Минувшим летом в результате многочисленных жалоб фермеров комиссия министерства сельского хозяйства побывала с проверкой на плантациях, заложенных три года назад, и вместо кустарников обнаружили лишь палки.
Протоколы, составленные по выявленным нарушениям, были переданы в прокуратуру, по фактам возбуждено 34 уголовных дела, сообщил руководитель рабочей группы, замминистра сельского хозяйства Николае Олару. Случайно в ходе внезапной проверки в селе Жора-де-Мижлок было установлено, что линия сортировки черешни, для которой Агентство по интервенциям и платежам в области сельского хозяйства (AIPA) выделило четыре миллиона леев субсидий, отсутствует. В этой проверке участвовал и Николае Олару:
„Мы пошли к холодильнику, где должна была быть линия, и, поскольку все специалисты минсельхоза знали, что здесь должна быть установлена сортировочная линия, я попросил показать ее. На что мне ответили, что никакой линии нет. „Как так – нет?”, „Забрали ее”. Потом с рабочей группой мы поехали туда, где предположительно она находилась. Действительно, она там оказалась. Доложили об этом министру, он проинформировал генпрокуратуру, и прокуратура расследует это дело”.
Николае Олару не исключает, что случай этот не единичный, и даже допускает, что отдельные чиновники AIPA брали взятки. По его словам, сейчас дело за правоохранительными органами, которые должны найти виновных и наказать их.
Your browser doesn’t support HTML5
Где смородиновые плантации и линия сортировки черешни? Мы спросили об этом бывшего министра сельского хозяйства Василе Бумакова. Он сказал, что руководители агентства по предоставлению субсидий подчинялись не министру, а лидеру ЛДПМ:
„То есть, они все делали за нашей спиной. Некоторое время я их терпел, но когда они увидели, что начальство к ним благоволит и одобряет их действия, они стали издеваться. Можете поинтересоваться, как они вытирали об меня ноги на оперативных заседаниях. Лично я не видел, но мне говорили, что есть много случаев, когда плантации не закладывались – просто понатыкают палок и фотографируют, мол, посадили ягоды… Сейчас они говорят, что плантации высохли, что Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (ANSA) предоставило им некачественный посадочный материал. Мы ничего не могли сделать, там, наверху, у них была сильная рука”.
Свободная Европа: Г-н Бумаков, а если бы вы обратились в соответствующие органы сразу же, как только узнали о нарушениях …
„Мы обратились во все инстанции. И в прокуратуру, и в НЦБК – в центре что-то поняли и начали расследование; обращались и в СИБ. Вице-директор СИБа сдал меня в считанные секунды. Поднимите документы в министерстве сельского хозяйства и убедитесь сами”.
Василе Бумаков добавил, что готов свидетельствовать и по делам, связанным с приобретением сельскохозяйственной техники по проекту 2 KR. В последние дни Бумакова стали обвинять в лояльности проекту 2 KR, в котором он работал до назначения министром и куда вернулся впоследствии.
Представители Генпрокуратуры были скупы на подробности о проведенных проверках и комментировать утверждения Бумакова отказались.
Фермеры жаловались на то, что и до создания Агентства по интервенциям и платежам в сельском хозяйстве в 2010 году субсидии предоставлялись за взятку. Они надеялись, что эта структура наведет порядок, но совсем скоро с них опять стали требовать от 10% до 20% комиссионных - эту информацию руководство AIPA опровергает.